День 1. Аддис-Абеба – Арба-Мынч. Племя Дорзе. Мы отправляемся в захватывающее путешествие по племенной Эфиопии – вылетаем утренним рейсом из Аддис-Абебы в направлении яркого и живописного города Арба-Мынч. Прибыв на место и заселившись в отель, мы сразу выдвигаемся на встречу с уникальным племенем Дорзе, живущим в горах над озером Чамо в необычных жилищах из стеблей бамбука и пальмовых листьев, похожих на огромные перевернутые корзины. Своей формой дома также напоминают голову слона: утолщенный в виде хобота вход и выступающие будто уши боковые части. Такие хижины могут простоять до 80 лет! Но Дорзе известны не занятной формой хижин, а своими удивительными ткацкими изделиями. Мы увидим, как при помощи примитивных ткацких станков и специальных техник, передающихся из поколения в поколение, Дорзе искусно создают красочные ткани с узорами и зигзагами. По желанию можно попробовать местную кухню – банановые лепешки, «кюфту» – цыпленка в острых специях, а также напиток «катай», приготовленный на основе листьев растения кат. Ночь в гостинице в Арба-Мынч.
День 2. Арба-Мынч – Турми. Племя Консо. Племя Хамер. Позавтракав в Арба-Мынч, мы отправляемся в Турми – небольшой городок, который славится своими красочными ярмарками и творениями ручной работы, такими как украшения из бисера, кожаные изделия и очаровательные сувениры. По дороге в Турми мы заезжаем в деревню племени Консо, чтобы познакомиться с неповторимыми каменными террасами, которые многие эксперты считают чудом инженерного искусства, и культурным наследием Консо – самого многочисленного племени в Эфиопии. Территория, на которой расположены деревни народа Консо, включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО – именно из-за каменных террас. Деревня построена в виде спирали из каменных домов, витки которой поднимаются на вершину холма. Также мы увидим деревянные человеческие фигурки «вака», возведенные в честь умерших вождей и героев племени. Вдоволь насладившись атмосферой и красотой этого уникального места и сделав интересные фотографии с гостеприимными людьми, мы продолжаем путь в Турми, где проводим оставшуюся часть дня, знакомясь с местной культурой и традициями племени Хамер.
Хамеры проживают в долине реки Омо в Восточной Африке. Женщины племени Хамер известны своей уникальной красотой. Они делают прически из множества мелких косичек, окрашенных охрой, и украшают голову разнообразными плетеными обручами, а также носят кожаные юбки, украшенные раковинами каури, и медные браслеты – их число может достигать 15 и более на одной руке. Но самым необычным символом красоты и силы у Хамеров считаются шрамы. Мужчины и женщины украшают свои тела, выжигая на коже рисунки, которые затем заполняют пеплом. Женщины получают шрамы также во время обряда инициации, когда мальчик доказывает, что готов стать настоящим мужчиной. Для этого юноши наносят удары вымоченными в воде прутьями по спинам молодых незамужних девушек и зрелых женщин. Шрамы на спине – показатель женской силы. Чем их больше, тем привлекательнее женщина для мужчин племени. Вторым этапом обряда взросления мальчиков является бег по спинам выстроенных в ряд быков, что символизирует переход через препятствия и преодоление сложностей. Преисполненные впечатлений, вечером мы возвращаемся в Турми. Ночь в лодже Турми.
День 3. Турми – Оморате. Племя Каро. Племя Дасенеч. Сегодня наш маршрут пролегает в земли самого малочисленного племени Эфиопии – Каро, живущих вдоль берега реки Омо. Образ жизни и внешний вид этих людей не оставит нас равнодушными: Каро используют белую глину, мел, охру, уголь, чтобы разрисовать свои тела и волосы, создавая разнообразные узоры – от простых отпечатков ладоней и линий до имитации животных принтов и оперения птиц. Замысловатые прически из косичек, обрамляющих лоб, украшают кусочками коры и страусиными перьями, что свидетельствует о победе над врагом или диким животным. Шрамы у Каро ценятся так же сильно, как у Хамеров – они являются признаками доблести у мужчин и эстетической красоты у женщин.
Один из самых известных обрядов племени Каро связан с жертвоприношениями – юноши убивают быка, чтобы стать мужчинами и защищать свое племя. Кровь животного используется для раскрашивания тел, а мясо угощает весь народ. Эти церемониальные бои позволяют мужчинам проявить мужество и привлечь женщину. После впечатляющей встречи с Каро мы направляемся обратно в Турми, где нам предстоит насладиться изысканным обедом, а затем едем почти до границы Эфиопии с Кенией в город Оморате, родину племени Дасенеч. Нас приветливо встречают местные жители и помогают перебраться на пирóгах через реку Омо. Здесь мы погружаемся в подлинную атмосферу деревни, жизнь которой неизменна уже много поколений. Племя Дасенеч живет в традиционных общинах, где решения принимаются по совету старейшин, которых избирают на пожизненный срок. Жители занимаются переселенческим скотоводством, а также изготавливают корзины, ковры и одежду. Украшения играют важную роль в культуре племени Дасенеч: женщины носят широкие браслеты и ожерелья, украшают прически перьями, плетеными повязками и даже крышками от бутылок! Волосы принято брить очень высоко над лбом и оставлять впереди только маленький чуб. У племени Дасенеч есть очень интересная церемония Дайм, посвященная созреванию девочек и их готовности к вступлению в брак. Обряд проводится в сухой сезон и длится более шести недель, в течение которых приносится в жертву большое количество домашних животных. Члены семьи девочек 10-12 лет одеваются в одежды из шкур животных и предаются празднованию и танцам, а пожилые деревенские старейшины благословляют юных женщин, которые надевают кожаные юбки в знак своей зрелости. После знакомства с аутентичной жизнью племени Дасенеч мы вновь переправляемся через воды Омо и возвращаемся в Турми на ночь. Ночь в лодже Турми.
День 4. Турми – Джинка. Племя Арборе. Племя Ари.Мимо удивительных столбов термитников и высушенных африканским солнцем деревьев мы движемся в направлении рыночного города Джинки, но сначала заедем в еще одно примечательное поселение – к скотоводам Арборе. Племя Арборе проживает недалеко от пересыхающего соленого озера Чу Бахир и является одним из немногих племен в Эфиопии, сохраняющим свою традиционную веру в богов, связанных со звездами и природой. Женщины этого племени – настоящие африканские красавицы, они притягивают взгляды невероятным оттенком темной кожи и выразительными чертами лица. Арборе подчеркивают свою необычную внешность пестрыми одеждами, замысловатыми медными и железными серьгами, яркими ожерельями и браслетами, которые создают сложные узоры на теле. Незамужние девушки бреются налысо, что придает им особый шарм. Чтобы полностью прочувствовать быт племени, мы заходим внутрь впечатляющих круглых домов, которые построены с помощью прочных веток, глины и коры деревьев. Вход в хижины настолько низкий и узкий, что взрослому человеку приходится буквально протискиваться в дом, а внутри царит жаркая темнота. Когда-то Арборе считались сильными колдунами, их опасались, к ним обращались за помощью. Сейчас это уходит в прошлое. Изучив традиционную культуру племени Арборе, мы продолжаем путь в Джинку, где нас ждет встреча с племенем Ари, населяющим большую территорию на севере Национального парка Маго, частично в горной части. Прибываем во второй половине дня и оказываемся в мире без электричества: в отдаленных районах страны Ари используют керосиновые лампы и дрова для освещения и приготовления пищи.
Племя Ари – мирные земледельцы и гончары, они выращивают сорго, кукурузу, теф, фасоль, кофе и дерево со съедобными листьями, известное как «моринга». Зайдя в дом приветливых жителей племени, мы узнаем, как пекут ынджеру – блины из тефового теста, по сути эфиопский хлеб. Но самым примечательным и впечатляющим навыком Ари является гончарное мастерство – женщины искусно изготавливают и продают всевозможную глиняную посуду – расписные кофейники, огромные блюда, изысканные кувшины и многое другое. Мужчины занимаются кузнечным делом, подчас мастеря настоящие шедевры. Ари – очень творческие люди, в чем мы убеждаемся, слушая традиционные песни племени и игру на краре – традиционной эфиопской арфе. После насыщенного дня мы располагаемся в Джинке, предвкушая встречу с воинственным племенем Мурси. Ночь в отеле Джинки.
День 5. Джинка – Национальный парк Маго. Племена Мурси. Вылет в Аддис-Абебу. Мы покидаем Джинку засветло, поскольку цель наша – добраться через Национальный парк Маго до самого дикого и непримиримого племени Мурси, а сделать это непросто. Территория Национального парка – это просторная зеленая саванна без каких-либо следов прогресса – мобильной связи, электричества и других привычных нам вещей. Племя Мурси, также известное как Мун, населяет южный регион Долины реки Омо. Здесь мы погружаемся в уникальную атмосферу колыбели цивилизации с массой мистических традиций и удивительных обрядов. Представителей племени Мурси легко узнать по внешнему виду: бритые головы, украшенные рогами животных и причудливыми композициями, жуткие амулеты, многочисленные узорчатые шрамы и оттопыренные нижние губы с керамическими тарелками внушительных размеров. Мурси верят в духов, что дает истоки для многих обычаев племени, например рисования узоров на своих лицах и телах черной и красной глиной. Еще более примечательными являются их татуировки, а точнее шрамирование в самых разнообразных вариациях, что у мужчин отображает количество убитых врагов или хищных животных, а у женщин просто является украшением. Некоторые шрамы остаются после своеобразных «прививок», которые Мурси делают для профилактики сонной болезни, ведь в этой области обилие мух цеце.
Визитная карточка Мурси – огромные керамические тарелки, которые носят женщины в нижней губе. Пирсинг делают девушкам, достигшим 12-13 лет, после чего отверстие постепенно растягивают, меняя блюдца. Мужчины племени Мурси очень суровы и воинственны, с детства мальчиков растят как будущих бойцов, учат сражаться на палках и обращаться с огнестрельным оружием. Повзрослевший юноша должен выиграть в ритуальном поединке на палках, ведь только победитель получит право жениться в этом году. Познакомившись с жизнью первобытной деревни, мы возвращаемся в Джинку и после сытного обеда вылетаем в Аддис-Абебу, чтобы из столицы Эфиопии начать новую главу нашего путешествия. Ужинаем в «Yod Abyssinia», лучшем ресторане национальной эфиопской кухни, где подают вкуснейшие ынджера, широ, гомен и другие традиционные блюда. Национальные танцы и живая музыка идеально дополняют атмосферу. Ночь в отеле Аддис-Абебы.
День 6. Аддис-Абеба – Семера. Озеро Ассале.Начинаем свой путь к природным красотам Эфиопии с утреннего рейса в Семеру, региональную столицу региона Афар, где нас уже ждут опытные водители и комфортные полноприводные внедорожники с кондиционером, команда местных гидов и профессиональных поваров, дорожный руководитель из туристических властей, полицейское сопровождение и все необходимое снаряжение. Готовы отправиться? Тогда двигаемся прямиком по древнему караванному пути в город-призрак Даллол в Афарской котловине, заброшенный населенный пункт с самой высокой среднегодовой температурой в мире – 35°С! Сегодня он необитаем, но еще 50 лет назад проживающие в Даллоле люди занимались разработкой месторождений руды.
К вечеру мы добираемся до огромного соленого озера Ассале (или Карум). Озеро располагается в северной части Данакильской пустыни на 115 метров ниже уровня моря, а концентрация соли в нем выше, чем в Мертвом море! В зависимости от погодных условий озеро может выглядеть как бескрайнее белое полотно, а может покрываться тонким слоем воды, создающим иллюзию зеркала. Наблюдаем бесподобный закат, когда солнце будто бы останавливается над горизонтом, оставляя за собой красочный след, а его лучи розовым сиянием отражаются от кристаллов соли и поверхности водной глади. После ужина располагаемся под открытым небом в кочевом поселке Хамед-Эла. Ночь в кемпинге.
День 7. Данакильская депрессия. Вулкан Даллол. Вулкан Эртале.Еще до рассвета мы отправляемся к поистине внеземному ландшафту Данакильской депрессии (впадины), чтобы окинуть взглядом геотермальную площадку Даллол – место, где по-настоящему оживает палитра ярких цветов. Здесь мы проходим вдоль кратера самого низкого наземного вулкана в мире (его высота на 48 метров ниже уровня моря), где расположены непригодные даже для микроорганизмов гиперкислотные пруды со значениями pH, близкими к 0. Химические реакции происходят прямо у наших ног, завораживая обилием красок. Специфические пейзажи напоминают поверхность Ио, спутника планеты Юпитер, что придает Данакильской депрессии особую чарующую силу.
Вдоволь налюбовавшись космическими пейзажами, мы едем в фантастическую горную пещеру, образованную солью и грязью прямо под кратером вулкана Даллол, и словно оказываемся в другом измерении. Устраиваем неповторимый пикник в соседней пещере. После перекуса вновь едем на обширные соляные равнины Даллола, где под ногами крошится крупная кристаллическая соль, и наслаждаемся купанием в прохладной воде озера Карум, создающей идеальный контраст с палящим солнцем. Наносим визит соляным шахтерам, в суровых условиях добывающим соль методом срезания соляных пластин, выработанным сотнями лет существования ремесла.
Возвращаемся в Хамед-Элу для отдыха, а после обеда продолжаем путь к главному красавцу региона – действующему вулкану Эртале, самому активному из вулканов Эфиопии. Эртале – один из пяти вулканов мира, имеющих лавовое озеро, и уникален тем, что лавовых озер в нем сразу два, из-за чего местное население также называет вулкан зловещим именем «Врата в ад». Мы достигаем кемпинга на вершине кальдеры и наблюдаем рисунок огненных полос лавы, который непрерывно меняется, впечатляя гипнотическими узорами. Бурлящая вулканическая масса выплескивается, застывая в виде причудливых формаций, и тонет, выпуская огненные фонтаны. Около 20:00 возвращаемся в кемпинг и располагаемся на ночевку под открытым небом. Ночь в кемпинге.
День 8. Данакильская депрессия. Озеро Афдера.Мы просыпаемся с первыми лучами яркого африканского солнца и после бодрящего завтрака от нашего повара отправляемся в город Солт-Лейк-Афдера – сердце производства и распределения белоснежного золота Эфиопии – соли. По названию «столицы соли» легко понять, что находится она на берегу соленого озера Афдера в глубинах впадины Данакиль, на 100 метров ниже уровня моря, под нещадно палящим солнцем. Именно к озеру мы и будем держать путь после обеда в городе. Здесь самые высокие температурные ощущения во всей Данакильской депрессии, однако и в таких условиях племена Афар, поселившиеся у его берегов, добывают соль методом выпаривания воды. В отличие от озера Ассале, Афдера – глубокий водоем, максимальная глубина достигает 80м. Благодаря близости к действующему вулкану Набро вода озера обладает низким pH и содержит серную кислоту. Мы блуждаем по бескрайним, будто заснеженным полям соляных ферм, наблюдая за работой Афаров, после чего возвращаемся в Семеру, чтобы в комфорте отдохнуть после проделанного пути. Ночь в гостинице Семеры.
День 9. Семера – Аддис-Абеба. С трепещущими от впечатлений сердцами и фотопленками, полными впечатляющих кадров, мы вылетаем из Семеры в Аддис-Абебу. Мы оставляем позади этот причудливый мир диковинных пейзажей и удивительных людей, но с собой увозим частицу духа Эфиопии.