Мечты должны сбываться. А иначе, собственно, зачем они нужны? Про Эльбрус я мечтал очень осторожно, и где-то в глубине души представлял свое восхождение и весь тот всплеск эмоций, что меня ждет. Слово «горы» для меня было особенным, волнующим и таким желанным. Так как по жизни я максималист и идеалист, сразу же решил выбрать самую высокую вершину Европы. Привлекал он меня еще и по той причине, что считается технически несложной для восхождения. А это означает, что попробовать свои силы здесь могут не только опытные альпинисты, а и даже те, кому раньше не приходилось бывать в горах или у кого мало опыта. При этом, конечно, было понимание, что даже для несложного восхождения требуется тщательная подготовка – физическая и моральная.
Важно понимать, что восхождение на Эльбрус – это не только красота, новые ощущения, а и некий вызов себе. Необходимо осознавать, что в горах будет непросто, а иногда даже настолько сложно, что, может, захочется свернуть назад. Но несмотря ни на что нужно идти к своей цели, к осуществлению мечты. Как морально быть готовым к восхождению, если ни разу еще не был в горах? Как вариант можно читать отзывы тех, кто уже поднимался на вершину, а еще лучше посмотреть видеоотчеты.
Если с моральным состоянием Вам сможет как-то помочь еще гид, то, что касается физической – с чем приедете, то с Вами и будет. Поэтому, в первую очередь, нужно уделить внимание физической подготовке и тренировкам. Лучше заранее начать тренироваться, а не дотягивать все до последних недель. Начинайте с бега по утрам или в любое удобное время суток. В свое время мне об этом рассказал альпинист со стажем и я, конечно же, прислушался к его совету и начал бегать. Признаюсь, иногда не хотелось, находил причины отказаться, но потом брал себя в руки и заставлял. Через время такие тренировки вошли в привычку, и стало легче, уже не нужно было себя заставлять и делать что-то через силу. Тогда я понимал, что бега будет недостаточно, и параллельно ходил в спортзал. Главной задачей тогда было максимально быть готовым к восхождению. Если я не готов физически, лучше отложить планы, иначе рискованно. Регулярные тренировки подбадривали меня и давали больше уверенности в своих силах. Плюс постоянно смотрел видеоотчеты, слушал отзывы восходителей, и мое желание подняться на Эльбрус становилось еще сильнее.
В то время мне нужно было определиться с еще одним вопросом – самому или группой? С одной стороны, самостоятельное восхождение – это свобода поступать так как я хочу, но с другой стороны – это очень рискованно для новичка, а тем более, человека, который впервые в горах. Не долго думая, я выбрал восхождение в составе группы.
Сделав свой окончательный выбор, я почувствовал себя спокойнее, так как понимал, что буду не один, а значит, все получится!
Восхождение планировалось самому простому маршруту на Западную вершину. Остановиться наша группа и несколько дней находиться должна была в отеле. Затем в один из дней всех забирает автобус и отвозит в Азау.Дале по плану – поднимаемся к бочкам. После прибытия с рюкзаками все участники группы поднимаются в сторону скал Пастухова. Высота там уже немаленькая, а именно – 4700 метров. Через несколько дней ночью выход на вершину.
Скажу, что периодически у меня возникали сомнения и коварно подкрадывались в голову мысли «А, может, лучше найти что-то другое, а может, не нужно спешить с Эльбрусом».
Однако именно эта гора была моей мечтой последние годы и я не хотел сдаваться и изменять своей мечте. Это, прежде всего, нечестно по отношению к себе. Итак, решение было окончательным и не подлежащим изменениям.
Тогда на кресельную дорогу наша группа никак не успевала, а потому ничего другого не оставалось как идти пешком. Нам действительно повезло, удача была на нашей стороне. По дороге нас подобрала машина и довезла к бочкам. Было тяжело из-за морозов, но желание прийти к своей цели было в разы сильнее усталости.
Заселились в приют, поели и уже практически полночь. Все только начиналось и от этого захватывало дух и порой казалось, что это не со мной все происходит, не верилось первое время, что я в горах и что ждет меня впереди. Но вместе с тем уверенность в своих силах с каждой минутой становилась все сильнее. В ночь восхождения оптимальным решением был выход на гору на два часа ночи. Мы понимали, что на сон у нас практически не было времени.
Итак, в два ночи ушли многие, но мы хотели переждать и отправиться часа через четыре. Проблема была в том, что многие тогда страдали от горной болезни. Мне в этом плане повезло и я даже смог немного поспать. Многим из нас не хватало кислорода, а температура на то время была минус пятнадцать. Штормовой ветер и недомогание моих попутчиков не давали уснуть. В воздухе ощущалось какое-то напряжение. К счастью, у меня не было ни тошноты, ни повышенного давление. Единственное, что немного беспокоило – незначительное головокружение. А в целом мое состояние было отличным. Более того, у меня даже появился хороший аппетит. Из-за плохого самочувствия участников группы наши сборы очень затянулись по времени.
Так как ребята себя плохо чувствовали, они значительно отставали. Дышать из-за сильного ледяного ветра было очень и очень непросто. Вместе с тем очень замерзают мои ноги и руки. И это несмотря на то, что на мне несколько носок и рукавиц. А когда я уже оказался на самой вершине, понял, что действительно «накрыло». У меня начали как и у других проявляться симптомы той самой коварной горной болезни. Было головокружение и слабость. Не смотря на то, что мой темп стал другим, я шел. В один момент мои силы как будто полностью иссякли, я сел просто в снег и едва не уснул. Но этого ни в коем случае нельзя допускать. После самой седловины был достаточно крутой подъем в гору. Многие люди от бессилия падали на снег. Новые шаги давались с трудом даже опытным восходителям. Скажу, что мне было непонятно, по какой такой причине все себя так мучают. На то время до заветной вершины оставалось не более тридцати метров. Лично я стоял на вершине Эльбруса еще до полудня. Часы (если не ошибаюсь) показывали одиннадцать. Тогда было очень холодно, а потому насладиться в полной мере своей пусть и не большой, но все-таки победой мог едва.
Уже к Скалам Пастухова я дошел за пару часов, позже – к самому приюту. Сейчас могу сказать, что это восхождение для меня было непростым, но я счастлив, что таки смог взойти. Это и вправду настоящая удача, что гора меня пустила.