Восхождение на Эльбрус новичка. Мой опыт

Со времени моего восхождения прошла не так и много времени, неделя, не больше. Однако я уже успел прийти в себя и потому могу рассказать обо всем по порядку. В самом начале хочу сказать, что я не являюсь любителем и завсегдателем различных походов. Более того, Эльбрус можно сказать – мой старт. А все началось, собственно, с того, что примерно за полгода до самого восхождения мне позвонил один мой знакомый и предложил отправиться в горы. Сказал, мол, они уже собрали отличную компанию и в ней не хватает только меня. Конечно, спустя время эта группа таки распалась, но во мне уже загорелся огонь.

Скажу без какого-либо преувеличения, что на тот момент я не имел понятия, что же такое горный поход. Я прекрасно понимал, что идти в горы новичку одному противопоказано. И потому я принялся оперативненько подыскивать самую лучшую туристическую фирму, с которой было бы нестрашно осуществить такое восхождение. И такие ребята, к счастью. Нашлись. Данного туроператора мне посоветовал один мой давний знакомый. Его отзывы меня впечатлили и я принял решение долго не раздумывать, а отправиться в горы именно с ними. Меня устроили как ценовая политика, так и качество услуг. Но до старта у меня в запасе было время и я понимал, что нужно как можно скорее начать готовиться. Много перечитал на тему подготовки к восхождению и в итоге  таки решил заниматься пробежками. А еще тогда вычитал, что очень эффективным в плане подготовки к подъему на гору являются пешие подъемы на последние этажи многоэтажек. При том сразу ты поднимаешься и спускаешься налегке, а уже со временем начинаешь себя нагружать объемным рюкзаком. Помимо подготовки физической мне на то время еще нужно было собрать снаряжение. Скажу, что в наличии у меня ничего не было. Я знал, что альпинистское снаряжение – вещь дорогая и потому принял решение кое-что купить, а что-то взять на месте в пункте проката. Тем более, что я не уверен, что восхождения на горы станут частью моей жизни. В любом случае в самом начале стоит попробовать, а уже потом решать что к чему. И вот настало то время, когда я понял, то к самому восхождению я полностью готов! Свой рюкзак я смог собрать примерно за пару недель до отъезда. Помню как тогда ходил кругами и думал над тем как же я го буду тащить на себе. Он мне казался нереально тяжелым. Но в то же время там было все самое необходимое. А через некоторое время пришло понимание, что на самом деле много думать вредно. Как-то будет. В любом случае я там буду не один. И уж тем более меня успокаивала мысль о том, что в горы идут не только крепкие мужчины, а и хрупкие девушки. И при том как-то же они тащат на себе эти огромные рюкзаки. А я уж точно смогу преодолеть этот груз.

Скажу, что добрался тогда вполне нормально. Приехал накануне вечером и примерно за десять или пятнадцать минут смог дойти до гостиницы. Все показалось мне и вправду близко. Как оказалось, практически все на тот время уже собрались. Мы познакомились и было приятно от того, что все оказались вполне позитивными ребятами. А это, скажу, немаловажно иметь в горах поддержку. И в этом есть некий риск, когда ты вот так впервые идешь в горы и не знаешь с кем придется преодолевать такой непростой путь. Но деваться-то некуда и приходится рассчитывать исключительно на себя. Итак, мы переночевали и отправились в дорогу. Скажу, что во время первого перехода в сторону аэродрома, где, собственно, была ночевка, наиболее сложным был вес. Так непросто было привыкнуть к самому рюкзаку, к одышке. Так пока шел, от меня аж исходил пар. В то время пришло понимание, что моей подготовки было недостаточно. Скажу, что тогда по сторонам я особо не смотрел, просто шел. Со временем место само на тебя начинает действовать. Так изменения происходят в голове и что-то срабатывает. Тогда же мне пришлось увидеть немало сусликов. Они мне показались какими-то неимоверно шустрыми. В первую ночь я не спал совершенно. А примерно в четыре часа пошел небольшой дождь. Однако когда нужно было вылазить из палатки, все успокоилось. Затем нам пришлось примерно пять часов времени подниматься наверх. Забросили снаряжение и еду.

На второй день уже было полегче. По крайней мере такие были ощущения. А вот во время нашей третей ночевки стало уж очень весело. Так внезапно испортилась погода и снесло две палатки. Нам тогда таки повезло, так как наши палатки смогли устоят. Прекрасно помню тот момент когда мы были в палатке и изо всех сил держали руками и ногами палатку, чтобы ее таки не снесло. Все что называется тогда действительно ходило ходуном. К нам даже прибежали инструкторы посмотреть все с нами нормально ли. Как только убедились, что мы в норме, побежали поверять все остальных участников группы. Когда утром открыли палатку, то увидели как внутрь упал сугроб. Скажу, что тогда у многих из нас начались проблемы с самочувствием. Так кого-то тошнило, у кого-то разболелась голова, а кто-то и вовсе простыл. При этом все время мучила жажда, очень хотелось пить. Талая вода, как выяснилось, не способна утолять жажду на все сто процентов.

Несмотря на какие-либо сложности, мы все же старались не забывать про важность акклиматизации, и потому у нас было два акклиматизационных выхода к скалам Ленца. Скажу, что сходили вполне нормально. Правда, был небольшой ветер, но в целом все прошло вполне хорошо. И вот уже ночь главного нашего выхода. Помню как тогда еще лежал в палатке и все думал про погоду. Ведь от нее и вправду очень многое может зависеть. Да что там многое. От нее зависит весь успех восхождения. Так я лежал и думал над тем как же лучше всего одеться сейчас. Выбрать пару флисок или же четыре? Нас уже начали будить инструктора, мол, пора вставать идти кушать. Когда вышли из палаток, то увидели, что погода нам подготовила приятный сюрприз. Так погода была ясной. Мы связались и отправились в дорогу. Я как-то с самого начала считал шаги. Это мне по крайней мере помогало много не думать про то, что вверх еще предстоит немало идти. Так проходим шестьсот шагов и делаем остановку, затем же идем восемьсот шагов и снова остановка. А со временем интервалы стали еще меньше. А вот отдышаться до конца так и не получалось. Я тогда не мог в полной мере наслаждаться красотой природы и окружающими меня видами. То же самое не скажешь про моих попутчиков. Многие из них далеко не первый раз в горах и потому понятно что им не так сложно как мне. Они не спеша идут и рассматривают звезды на ночном небе. Не спорю, и вправду зрелище превосходное, но мне сейчас не до этого… А ближе к рассвету уверенность и вовсе испарилась. Пейзаж казался каким-то нереальным. Повсюду много камней, снега. И восход словно какого-то иного цвета. Было на то время ощущение вакуума. Давило на голову. Так если тебе кто-то что-то говорил, то было ощущение, что голос к тебе едва доходит через воздух. Может, это были какие-то горные галлюцинации. Сказать определенно сейчас не смогу точно. И вот уже пришло время развязываться. Мы дружно отцепляем веревки и продолжаем идти сами по себе. Инструктор нам сказал кому с кем идти. На меня же посмотрел и ничего толком не сказал. Наверное, были подозрения, что я где-то в дороге могу свалиться. Скажу, что на тот момент у меня было действительно кризисное состояние. Мне и вправду было сложно не то, что оценить свое состояние, а и попросту думать не мог. Я словно отсутствовал в реальности. Приняли решение, что еще немного пройдусь, а дальше будет видно, что со мной делать-то. Хорошо, что я был тогда не один. Именно в тот период я подумал о том, что все же находится в горах одному и вправду очень сложно и опасно. Так мой ближайший попутчик на то время можно сказать был для меня как нянька. Благодаря такой поддержке и силе воли уже через пол часика у меня открылось второе дыхание. Тогда мне приходилось идти по двадцать шагов. Три-пять дыханий и делаю передышку. А затем уже шел по три дыхания на дин шаг. Ноги едва мог переставлять, но понимал, что я таки должен это сделать. Солнце на то время было ярким, а вот с головой моей были действительно проблемы. Было такое ощущение, что у меня отсутствовала по меньшей мере половина мозга. Что касается второй, то она работает, но непривычно. Кто знает, может, поход в горы можно сравнить со здоровой наркоманией. Далее помню, что передо мной возникла та самая долгожданная вершина. Оставалось двести шагов, не больше. Кто-то уже из наших на тот момент был наверху. Все они как один кричали, мол, давай, скорее к нам. И вот я уже таки поднялся, все принялись обниматься и поздравлять друг друга. Интересно, что на фото у меня был вполне нормальный вид, а не помешанный. Долго на вершине мы таки решили не оставаться, так как это было небезопасно. Погода, как известно, в этой местности способна очень быстро меняться и потому нужно было как можно скорее спускаться. И вот мы уже идем вниз. Идем кто как, все что называется едва живые. И вот уже чувствую, что силы на исходе. Предложил одному из попутчиков присесть на камень передохнуть. Тогда же я ему рассказал, что со мной было, какие ощущения пришлось пережить, про чувство вакуума и тому подобное. Он мне рассказал, что с ним было точное такое же. На этом мы и успокоились.

И вот мы уже внизу ночуем на аэродроме. А вот пьем нарзан из ручья. А вот уже забросили в свою машину рюкзаки и едем. Интересно, что на одном из склонов нам посчастливилось увидеть небольшой табун лошадок. Затем был вокзал. Попрощались и потом я уже в аэропорту. Все словно в ускоренной перемотке. В итоге дома я был где-то в половине второго ночи.

Что касается чувств и эмоций от пережитого. Скажу, что на данный момент есть некое ощущение «до» и «после». Скорее всего, из-за того, что у меня все прошло на пределе. Однако в итоге все таки удалось благодаря тому, что я смог сделать правильную расстановку сил. Также был правильно продуманный режим и темп восхождения. Скажу, что и подготовки, и , собственно, самого опыта на то время было недостаточно. Зато мне на то время повезло с моим окружением. Так возле меня были очень хорошие люди, которые и помогали, и поддерживали во сем. А это как я уже говорила и вправду немаловажно. Что я хочу пожелать каждому? Конечно же, хотя бы раз в жизни сходите в поход!