Гора Музтаг-Ата – одна из самых популярных семитысячников, уступающая, наверно, только Пику Ленина в соседнем Киргизстане. Восхождение на Музтаг-Ата популярно по многим причинам. Местность, где расположена гора, легко доступна – по асфальтированному Каракорумскому шоссе за несколько часов можно добраться до базового лагеря. К тому же, гора расположена в интересном регионе мира, неподалеку от древнего Шелкового Пути, и поражает красотой ландшафта.
*Cтоимость тура 6000$. Cтоимость тура зафиксирована в долларах и ее рублевый эквивалент может колебаться.
Восхождение на Музтаг-Ата популярно благодаря репутации самой легкой для восхождения горы среди семитысячников. Классический маршрут восхождения на Музтаг-Ата технически легкий и таит меньше опасностей. Однако большая высота, глубокий снег на огромных выветренных склонах, пронизывающий, резкий ветер на высотах ближе к вершине – все это усложняет кажущуюся легкость восхождения. Вывод: в мире нет легких вершин высотой 7000м. и более.
Название «Музтаг-Ата» означает «Отец ледяных гор» на местном диалекте. Несложно понять, почему гора получила это название, так как она действительно доминирует над окружающим ландшафтом. Это не просто высокая гора, она еще и большая в плане окружности основания. Ее обледенелая вершина четырехкилометровой стеной нависает над красивой долиной Субаши, а глубокое синее озеро Караколь завершает великолепие пейзажа.
Относительно принадлежности горы к конкретной горной системе идут споры. Большинство причисляет Музтаг-Ата горной системе Памир, но есть и сторонники причисления горы к хребту Куньлунь-Шань.
Вершина Чакрагиль (она же Карабектер-таг или Kingata Shan/Feng) и вершины в массиве Конгур (Конгур, Музтаг-Ата, Кошулак и др.) по определению являются двумя отдельными хребтами, а вместе можно сказать, что они расположены посередине между самыми крупными горными хребтами в регионе.
Если классифицировать все эти вершины по принадлежности к одной большой горной системе, то, возможно, их нужно включить в состав Памира.
Классический маршрут восхождения проходит по южной стороне двух покрытых льдом и снегом склонов горы Музтаг-Ата. Этот маршрут подразумевает несложное восхождение, без технически трудных участков. Отрезок между 5500м. и 6100м. покрыт ледопадом с несколькими трещинами, но в целом большой опасности не представляет.
Считается, что на классическом маршруте Музтаг-Ата нет трещин. Это неправда. Они есть, даже если риск упасть в них невелик. После того, как заканчивается С1, на пути к ледопаду имеются небольшие трещины на главном маршруте. На самом ледопаде тоже есть несколько крупных трещин, которые потенциально опасны. Как правило, местность обозначена, но в начале сезона или после свежевыпавшего снега необходимо соблюдать особую осторожность. Последний крутой подъем к С2 – пожалуй, самый опасный участок. Там несколько спрятанных под снегом трещин, которые расположены вразброс, и их расположение невозможно предугадать.
Бруно Шульц (Bruno Sulcs) из Латвии, наконец, покорил вершину Музтаг-Ата на велосипеде. Это была его пятая попытка. Germans Gil Bretschneider и Peer Schepanski дошли до высоты 7211м. и сделали заявку на мировой рекорд, не зная об успешной попытке Бруно покорить вершину.
День 1. Прибытие в Бишкек. Группа прибывает в столицу Кыргызстана, где участников встречают гиды и организуют трансфер в отель. После размещения проводится встреча группы, подробный инструктаж и обсуждение маршрута. Участники проверяют снаряжение, а недостающие вещи можно докупить в городе. Вечером ужин и отдых. Ночь в отеле.
День 2. Переезд в Ташрабат (3000 м). Утром группа отправляется в Ташрабат — старинный караван-сарай, расположенный среди горных долин Тянь-Шаня. По дороге открываются виды на высокогорные ландшафты и пастбища, где пасутся яки. Вечером размещение в традиционных юртах, ужин и акклиматизация. Ночь в юртовом лагере.
День 3. Переезд в Кашгар. Группа пересекает границу с Китаем через перевал Торугарт и продолжает путь в древний город Кашгар. Этот маршрут проходит через потрясающие горные долины. После прибытия в Кашгар размещение в отеле (три звезды), прогулка по городу, ужин и отдых. Ночь в отеле.
День 4. Переезд в Субаши (4000 м). Группа отправляется по Каракорумскому шоссе в Субаши, преодолевая 200 км пути за 4-5 часов. По дороге открываются виды на горные массивы и заснеженные вершины. В Субаши участники размещаются в палатках или юртах, ужинают и отдыхают. Ночь в лагере.
День 5. Переход в базовый лагерь (4500 м). Утром группа встречает караван верблюдов, который доставит снаряжение в базовый лагерь. Переход занимает около 4-6 часов. В базовом лагере устанавливаются палатки и организуется отдых. Вечером ужин и акклиматизация. Ночь в базовом лагере.
День 6. Легкая прогулка. Этот день посвящен акклиматизации. Группа совершает короткую прогулку в окрестностях базового лагеря, осматривает ледники и окружающие вершины. Вечером гиды проводят подготовку к первому выходу. Ночь в базовом лагере.
День 7. Выход в лагерь-1 (5350 м). Группа отправляется на первый акклиматизационный выход. Подъем по снежным склонам занимает 4-6 часов. В лагере-1 устанавливаются палатки, ужинают и отдыхают. Ночь в лагере-1.
День 8. Спуск в базовый лагерь (4500 м). После ночевки в лагере-1 группа возвращается в базовый лагерь для восстановления. Спуск занимает около 3-4 часов. Вечером участники обсуждают дальнейшие планы и отдыхают. Ночь в базовом лагере.
День 9. Отдых. День полностью посвящен восстановлению и подготовке к следующему этапу. Участники могут прогуляться по окрестностям или просто отдохнуть в лагере. Ночь в базовом лагере.
День 10. Повторный выход в лагерь-1 (5350 м). Утром группа вновь отправляется в лагерь-1, чтобы закрепить акклиматизацию. Вечером ужин и отдых. Ночь в лагере-1.
День 11. Выход в лагерь-2 (6200 м). Группа поднимается к следующему высотному лагерю. Подъем проходит по снежным склонам и занимает около 5-6 часов. Лагерь-2 располагается на широкой снежной площадке с великолепными видами. Ночь в лагере-2.
День 12. Спуск в базовый лагерь (4500 м). После ночевки группа возвращается в базовый лагерь, чтобы отдохнуть перед финальным этапом восхождения. Спуск занимает 5-6 часов. Ночь в базовом лагере.
День 13. Отдых. Этот день предназначен для восстановления сил. Участники готовят снаряжение и обсуждают с гидами предстоящие этапы. Ночь в базовом лагере.
Дни 14-16. Постепенный подъем через лагерь-1 (5350 м) и лагерь-2 (6200 м) в лагерь-3 (6900 м). Группа медленно поднимается, акклиматизируясь на каждом этапе. По пути открываются виды на снежные пики и ледники. В лагере-3 группа проводит последнюю ночь перед восхождением. Ночь в палатках.
День 17. Восхождение на Музтаг-Ата (7546 м). Ранний выход до рассвета. Путь на вершину проходит по снежным склонам и занимает около 8-12 часов. С вершины открываются захватывающие виды на горные массивы Каракорума и Тянь-Шаня. После достижения вершины группа спускается в лагерь-3. Ночь в лагере-3.
День 18. Спуск в базовый лагерь (4500 м). Участники возвращаются в базовый лагерь, чтобы отдохнуть после восхождения. Спуск занимает около 6-8 часов. Вечером — ужин и обсуждение успеха экспедиции. Ночь в базовом лагере.
Дни 19-21. Резервные дни. Эти дни предусмотрены на случай неблагоприятных погодных условий или задержек на маршруте.
День 22. Переход в Субаши и переезд в Кашгар. После прощания с базовым лагерем группа спускается в Субаши, где их ждет транспорт до Кашгара. По прибытии размещение в отеле (три звезды). Вечером — ужин и отдых. Ночь в отеле.
День 23. Экскурсия по Кашгару. Участники проводят день, знакомясь с историей древнего города. Посещение рынка, мечетей и старинных кварталов создает уникальную атмосферу Шелкового пути. Ночь в отеле.
День 24. Возвращение в Кыргызстан или вылет из Кашгара. Группа пересекает перевал Торугарт и возвращается в Ташрабат, где размещается в юртовом лагере. Те, кто покидает экспедицию из Кашгара, отправляются в аэропорт. Ночь в юртах.
День 25. Переезд в Бишкек. После долгого пути участники прибывают в Бишкек, размещаются в гостевом доме и наслаждаются финальным вечером в уютной компании. Ночь в гостевом доме.
День 26. Трансфер в аэропорт. Участники отправляются в международный аэропорт Манас для вылета домой, завершив незабываемое путешествие к одной из самых величественных вершин Центральной Азии.