У Китая амбициозные планы в отношении Эвереста. Хотя южная сторона горы, расположенная в Непале, считается более известной, тибетская северная сторона также обладает богатой альпинистской историей, и Китай намерен активно её коммерциализировать. Такой подход может показаться не вполне уместным для самой высокой и неприступной вершины мира, однако в перспективе он может принести успех.
Ранее в этом году Китай открыл новую асфальтированную дорогу, поднимающуюся на 14 тысяч футов по склону и заканчивающуюся у спортивной базы с парковкой. В планах строительство международного альпинистского центра с гостиницами, ресторанами, тренировочными залами и поисково-спасательными службами. Также предполагается создание музея.
Многие серьёзные альпинисты, предпочитающие дикий и почти нетронутый ландшафт Непала, относятся к таким удобствам с неодобрением. Тем не менее Китай рассчитывает, что эти изменения принесут экономическую выгоду политически нестабильному Тибету, помогут развить туризм и популяризовать зимние виды спорта перед зимней Олимпиадой 2022 года в Пекине. Неслучайно Китай также строит 800 новых горнолыжных курортов.
Инфраструктурные улучшения вокруг Эвереста помогут достигнуть этих целей, при этом сделав гору более безопасной, чистой и удобной для растущего потока туристов.
Ожидается, что этот проект станет прибыльным. В 2014 году туризм обеспечил 8,9% валового внутреннего продукта Непала, в том числе благодаря популярности треккинга и альпинизма. Согласно оценкам, общая стоимость этого сектора составляет 340 миллионов долларов. Непальское правительство ежегодно получает более 3 миллионов долларов от сборов за разрешения на восхождение на Эверест, цена которых достигает 11 тысяч долларов на человека.
Однако, к сожалению, эти сборы не всегда используются рационально, и это открывает перед Китаем новые возможности. Непальская сторона сталкивается с рядом проблем, таких как коррупция, слабая организация и вопросы безопасности. Например, альпинисты обязаны оплачивать услуги «связных офицеров» до 3000 долларов за сопровождение, но, согласно правительственному расследованию, большинство офицеров просто берут деньги, оставаясь в Катманду. Это приводит к ряду хронических проблем, среди которых трудности для новичков, избыточное количество людей и большое скопление мусора.
Самая серьёзная проблема — безопасность. Чуть выше лагеря на непальской стороне находится ледопад Кхумбу, опасный ледник, который стал причиной большинства смертей на Эвересте за последние годы, включая трагическую гибель 16 шерпов в 2014 году. Скопление людей и неопытные альпинисты только усиливают эту угрозу.
Всё это подталкивает альпинистов обратить внимание на тибетскую сторону. Так, трагедия 2014 года побудила Эдриана Бэлинджера, основателя Alpine Expeditions, перенести маршруты с Эвереста из Непала в Тибет. Бэлинджер, который путешествует по Непалу с 1997 года и семь раз поднимался на Эверест, говорит, что решение далось ему легко. «Я заметил стремление китайского правительства повысить безопасность и улучшить экологическое управление на горе», — поделился он.
Бэлинджер привел несколько примеров, включая усилия Китая по обеспечению маршрутов надёжными веревками и лестницами (эти работы были выполнены «очень качественно», отмечает он). В Непале такие задачи выполняются шерпами и альпинистами, и их качество может варьироваться. Китай также активно ограничивает доступ неопытных альпинистов, что снижает риск опасных скоплений людей. Кроме того, в Китае работает эффективная система связи, где компетентные чиновники контролируют действия альпинистов и их отходы.
Появление альтернативного маршрута — плохая новость для Непала, который старается восстановить туристическую отрасль после разрушительного землетрясения 2015 года. Учитывая, что многие культурные объекты разрушены, некоторые горные маршруты всё ещё остаются недоступными, а политическая обстановка нестабильна, в ближайшее время Непалу будет нелегко. Есть и культурная проблема: освоение Эвереста Китаем значит, что гора, которую многие в Непале считают священной и восхождение на которую долгое время было запрещено, теперь может быть под контролем страны с иными приоритетами.
Тем не менее, для туристов это открытие может стать положительным. Вместо того чтобы оставить Эверест дикой и нетронутой зоной, как США поступили со своими национальными парками, Китай выбирает европейский подход к Гималаям, схожий с тем, который используют в Альпах. Сейчас любой желающий может добраться до подножия Маттерхорна на поезде, а затем безопасно подняться по оборудованным маршрутам под присмотром рейнджеров. Доступность заменяет утраченную природную чистоту.
Такой подход может оказаться оптимальным для высокогорного туризма, и если Китай будет его придерживаться, он вполне сможет стать новым воротом в Гималаи.