Top.Mail.Ru

Почему горы так нас притягивают? Часть пятая

Мы поднимаемся на одном дыхании. Еще один рывок — и вот, мы достигли цели. И что же чувствуешь, стоя на вершине Эльбруса? Конечно, прежде всего, это радость от осознания, что ты достиг своей цели. Мы это сделали, мы покорили вершину. Куда ни поверни голову — повсюду смотришь сверху вниз. Даже облака где-то внизу. Смотреть на это очень интересно. Хорошо понимаешь, что отныне дорога ведет только вниз. Дышать тяжело: высота давит и действительно ощущается. Мы достаем фотоаппараты, чтобы запечатлеть всю эту природную красоту. На западной вершине отчетливо виден камень высотой в метр. Рядом с ним лежат множество флажков. Их оставили здесь другие восходители. Я делаю несколько панорамных снимков на память. На вершине мы задерживаемся всего около десяти-пятнадцати минут, после чего начинаем спуск. Погода заметно портится. Мы достаточно быстро достигаем седловины. Но на косой полке я замечаю, что движение замедляется, будто все происходит в замедленной съемке. Чувствую себя по-настоящему вымотанным. Иду медленно, нужно спуститься примерно на километр, чтобы стало легче. Глоток чая дает ощущение, будто заново родился. С уверенностью могу сказать, что без этих чаепитий паузы были бы трудны. На середине косой полки нас догоняют соседи. Оказывается, у них есть запасные очки — они мне как раз пригодились. Теперь могу снять маску и надеть очки. Правда, отсутствие боковых шторок сыграло со мной злую шутку: я успел подпалить глаз, словно поймав «зайчиков» от сварки. Оставшийся километр спуска я преодолеваю, смотря на мир одним глазом.

Мы преодолеваем косую и теперь направляемся к скалам Пастухова. Высота продолжает ощущаться, но состояние постепенно улучшается. Я поворачиваюсь и бросаю прощальный взгляд на вершины: над ними висит облако, и это значит, что те, кто остаются на вершине, вряд ли смогут сделать хорошие фото. Более того, возможно, они и вовсе могут потеряться. Снег тает от солнца, и вдруг один из огромных камней срывается и летит в мою сторону. Это было зрелище: камень набрал скорость, подскочил и полетел дальше. Я осознаю происходящее и начинаю кричать: «Бегите кто куда!» Один парень заметил камень и бросился бежать так быстро, как я никогда не видел раньше, особенно с таким большим рюкзаком. В итоге камень пролетел в трех метрах от него. Через полчаса я добрался до палатки. Меня поздравили с восхождением, и я выпил немного энергетика — он прибавил мне сил. Обычно с горой поздравляют уже внизу, потому что большинство аварийных случаев происходит именно на спуске. Логично праздновать восхождение на равнине, когда ты уже твердо стоишь на земле.

На само восхождение у нас ушло около шести часов, хотя обычно этот маршрут занимает восемь-десять часов, так что мы шли в хорошем спортивном темпе. На спуск у меня ушло три часа сорок минут. После таких нагрузок есть совсем не хочется; хочется лишь вытянуть ноги и полежать. Но времени на это нет — нужно успеть спуститься вниз сегодня. Я засовываю еду в рот, глотаю, не чувствуя вкуса, просто делаю то, что необходимо. Палатка собрана, и гора уже скрыта облаками. Влажность ощущается сильнее, и по мере спуска она превращается в моросящий дождик. Приближаясь к станции Гарабаши, мы идем по снежной каше, стараясь обходить лужи, которые не всегда хорошо просматриваются. Пару раз я проваливаюсь в снег, под которым скрыта вода, но благодаря хорошей обуви ноги остаются сухими. Обувь выдерживает и сопротивляется, и вот мы уже подходим к канатной дороге. Очередь там немаленькая, человек пятьдесят, в основном туристы. Одеты они довольно легко, явно не по погоде, и все хотят скорее вниз. Наконец, наша очередь. Садимся в мокрые кресла канатной дороги, и нас обдает сильным дождем. Ветер болтает нас на маленьком сиденье. Вдалеке видны молнии, и чувствуется запах озона. По ногам течет вода, заполняя ботинки. Хоть я и не хотел, ноги все-таки намокли, а гамаши я к тому времени уже снял. Мы спускаемся к Азау, где нас ждет машина. По дороге я сдаю прокатную обувь и затем, как и положено, отмечаем восхождение.

Таково было наше восхождение на Эльбрус. Впечатления остаются приятными и незабываемыми.