Предостережения для начинающих лыжников
Если вы увидели снег на высоте четырех тысяч метров, у вас, вероятно, возникла мысль, что это идеальное место для обучения катанию на лыжах. Однако в это время года такие места могут оказаться не просто неудобными, но и опасными для начинающего лыжника, особенно без акклиматизации. В подобных ситуациях мы нередко встречали отчаянных лыжников, которых обгоняли на кошках. Для опытного горнолыжника такой склон может быть сложным, но не станет серьезной преградой. Тем не менее, даже если вы мастер в другое время года, не стоит переоценивать свои силы в опасный межсезонный период. Будьте крайне осторожны.
Также стоит упомянуть о пограничниках и самих границах. Уже до Терскола, на Баксанском шоссе, находится пограничный пост, и есть вероятность, что вас остановят для проверки. Местных жителей здесь хорошо знают и, как правило, не трогают. К туристам относятся с пониманием, и без веской причины не будут придираться.
Если вы хотите посетить интересные места за пределами обозначенных табличек, вам необходимо заказать пропуска. Это следует сделать примерно за месяц до поездки. Получить пропуск можно в пограничном управлении в Нальчике. В нашем случае, мы не собирались ехать из Минеральных Вод, и надеялись, что сможем увидеть озеро и так. Однако на деле ничего у нас не вышло. Мы выбрались на склон Чегета и, не заметив, как пересекли границу. Примерно через полчаса к нам подошли пограничники, которые все объяснили, и нам пришлось спуститься обратно. Все наши попытки договориться оказались безуспешными. В целом, пограничный режим действительно необходим, и на нарушения реагируют быстро. Жаль только, что мы не смогли увидеть озеро. Еще один раз мы встретились с пограничниками в ущелье речки Азау. Мы читали, что в верхнем течении есть несколько водопадов, однако, едва отойдя от гостиничного комплекса, снова наткнулись на табличку о пограничной зоне. Наученные предыдущим опытом, мы решили не продолжать путь. К счастью, нам удалось сфотографировать ближайший водопад. При выходе из ущелья нас встретил пограничник. Мы объяснили, что хотели прогуляться к водопаду и даже указали на следы на снегу. Если и с другой стороны такая же строгость, можно только представить, чем занимаются пограничники в туристический сезон — вероятно, они отгоняют зевак от запрещенных мест.
Теперь несколько слов о том, как не следует ходить. Еще до прибытия в Терскол, я интересовался, существует ли маршрут от поляны Азау к водопаду с необычным названием «Девичьи косы». Это действительно популярный маршрут для акклиматизации. Мы решили отправиться к водопаду уже после спуска с горы, за день до вылета. Согласно информации, к водопаду можно подойти только со стороны дороги, которая начинается в пяти километрах от поляны Азау и идет мимо водопада в сторону обсерватории. Так как начинать подъем оттуда было неудобно, мы решили идти по ущелью Гара-Баши. Ущелье действительно впечатляет своей красотой, с черными отвесными стенами и возможностью любоваться Чегетом, где даже видны подъемники. Дорога здесь хорошая, и можно увидеть небольшой водопад. Однако река уходит вправо за скалы, а тропинка постоянно изгибается влево. Мы думали, что в конечном итоге она соединится с дорогой от обсерватории, и продолжали подъем в сторону водопада. Вскоре мы поняли, что дорога ведет на плато над поляной Азау, вероятно, ее проложили для обслуживания лавинозащитных барьеров и водопровода. Чтобы не возвращаться назад, мы решили немного полазить и перейти через небольшой хребет, который закрывал нам путь к обсерватории. Это было необдуманным решением, так как в ущелье часто происходят камнепады — камни, разогретые солнцем, могут падать в любое время, и их не волнует, кто находится внизу. Сам хребет оказался круче и выше, чем мы ожидали. Когда мимо нас пролетали камни, а перед нами встали отвесные стены, страх заставлял нас действовать быстро. Мы поднялись на высоту три тысячи двести метров всего за пару часов и выбрались на гребень хребта. С высоты открывался впечатляющий вид на красавца Эльбруса, ледник Гара-Баши и дороги, ведущие к обсерватории. Взобраться на хребет было несложно, но как спуститься? С северной стороны склона был один сплошной снег, по пути подъема мы не смогли бы спуститься. А закат уже близко, и не было желания бродить по хребту в темноте, ища оптимальный путь вниз. Снег сверху, где светило солнце, был мягким, но ближе к середине склона он мог стать твердым и плотным. На таком уклоне без кошек и ледоруба было бы непросто. Хорошо, что мы не пытались спуститься «в лоб». На восточной стороне хребта мы нашли более-менее пологий спуск по траве, хотя иногда встречались камни и глубокий снег.
И вот мы уже на высоте три тысячи двести метров. Нам удалось выйти на дорогу, ведущую от обсерватории вниз, мимо водопадов. Однако, так как мы были здесь перед заходом солнца, отличные фотографии нам не удалось сделать. Начало темнеть, а впереди был спуск. Направление дороги, уходящей от поляны Азау, нас не устроило, поэтому мы решили идти по прямой. Но в горах прямые маршруты могут оказаться значительно длиннее, и совершенно не ясно, что ждет за каждым поворотом рельефа. Специальная карта с диагоналями дает лишь общее представление о местности.