Top.Mail.Ru

Моя мечта осуществилась! Как я покорял Эльбрус

В те дни, когда я отправился в поездку, дорога до Минеральных Вод заняла у меня около двадцати часов. Весь этот путь, признаюсь, я воспринимал как настоящее испытание, которое показалось мне каким-то адом. Как только мы прибыли в город, стрелки часов показывали три ночи, и город выглядел полностью погруженным в тишину и покой. Казалось, он замер – даже фонари не горели. Возможно, из-за скуки или от избытка эмоций я решил взять билет до Кисловодска, чтобы спонтанно отправиться и изучить этот город. Оказавшись там, я сразу приступил к осмотру всех окрестностей, а затем, спустившись вниз, наткнулся на одну местную заброшенную гостиницу. Я её хорошенько исследовал, что называется, вдоль и поперек, а после отправился на вокзал, поскольку уже было поздно, и мне предстояло возвращаться в Минеральные Воды, где утром была назначена встреча с группой.

На следующий день утром мы, наконец, встретились всей командой. Мы познакомились, загрузили все вещи в машину и отправились в сторону ущелья Адыр-Су, где должны были пройти наши первые акклиматизационные походы. Скажу, что мне в целом очень повезло с компанией. Все члены команды оказались действительно интересными, разносторонними и уникальными личностями. Я знал, что в походах порой уже на третий день в группе начинается кризис, когда все, можно сказать, тихо друг друга ненавидят. Но, к счастью, нас такая судьба миновала: не было никаких конфликтов ни на третий, ни на четвертый, ни даже на десятый день нашего пребывания в горах. Однако, несмотря на всю прелесть погоды и окружающей красоты, в Приэльбрусье, особенно в ущелье Адыр-Су, есть свои особенности. Эта территория считается пограничной, и чтобы гулять здесь, нужен специальный пропуск, который могут выдать сотрудники пограничной службы. Но вся загвоздка в том, что работа, которую можно было бы выполнить за день, здесь занимает от трёх до тридцати (!) дней. Возникает закономерный вопрос: зачем им все блага цивилизации, если всё работает так медленно? В итоге нам пришлось сидеть в ущелье трое суток, а затем мы решили отказаться от этой идеи и отправиться в Терскол, приняв решение проходить акклиматизацию у подножия горы.

Терскол – небольшой городок у подножия Эльбруса, где сосредоточены все самые популярные горнолыжные курорты, такие как Чегет и Эльбрус. Здесь множество гостиниц, ресторанов и баров, и стоит отметить, что цены достаточно демократичные. Но, как настоящие туристы, мы обитали в палатках неподалёку от реки.

Хочу отметить, что именно Терскол стал нашей отправной точкой для всех походов по близлежащим горам. За четыре дня нам удалось посетить множество удивительных мест. Мы посмотрели на превосходный водопад под названием «Девичьи косы» и смогли подняться на вершину известной каждому альпинисту горы Чегет. Побывали мы также на станции «Бочки» и в лагере «Приют-11», откуда началось наше восхождение на Эльбрус.

Для успешного подъема на вершину без акклиматизации не обойтись, ведь на самой вершине количество кислорода значительно меньше, чем на равнине. Из-за этого у многих восходителей возникают проблемы со здоровьем: тошнота, головокружение, апатия и многое другое. Чтобы избежать горной болезни, необходимо в первые шесть-семь дней как можно больше времени проводить на разных высотах. Например, в первый день нужно подняться на высоту три тысячи метров, а затем спуститься, на следующий день — на высоту три тысячи восемьсот метров и снова спуститься, а затем добраться до четырех тысяч ста и четырех тысяч восьмисот метров. Важно не переоценивать собственные силы, ведь даже подготовленному человеку на вершине может стать плохо. Подъём — это испытание как физическое, так и психологическое. На высоте четыре тысячи девятьсот метров человек может просто упасть и не в силах продолжать путь. В таком состоянии его может тошнить, и он едва ли способен говорить. Такого восходителя нужно немедленно спускать вниз. Восхождение начинается в два часа ночи, и температура на такой высоте может достигать минус двадцати градусов. Руки и ноги замерзают мгновенно, и кто-то может испытать психологическое давление, особенно после скал Пастухова, на высоте от четырех тысяч девятисот до пяти тысяч двухсот метров. Там сложный и изнуряющий траверс, и приближаясь к седловине, многие попросту сдаются, разворачиваются и уходят. Помню, что когда я поднимался, у меня были моменты злости, раздражения, и я мысленно проклинал всё, но у меня была цель — дойти до вершины любой ценой. Это давало мне силы. Наш акклиматизационный процесс состоял из пяти этапов.

До водопада идти было несложно, но довольно долго, и, вероятно, у многих тогда появились мозоли. Однако сам водопад того стоил, чтобы к нему добраться. Это не только зрелище, но и возможность искупаться в его ледяной воде. С тех мест открывается потрясающий пейзаж, который словами не передать — настоящее чудо природы. Единственное, что нас огорчило, так это резко испортившаяся погода, поэтому мы решили вернуться обратно. А ведь нам хотелось посетить обсерваторию.

Следующей нашей целью была вершина горы Чегет, высотой три тысячи восемьсот метров. Задание перед нами стояло простое, а путь был несложным, но виды, открывшиеся перед нами, снимали усталость с ног. Могу сказать с полной уверенностью, что никогда прежде я не видел ничего подобного. Горы очаровывают своим величием и неприступностью, заставляют задуматься, что наши повседневные проблемы на самом деле не так уж и важны. Так что, если в вашей жизни есть множество сложностей, оставьте их позади и отправляйтесь в горы.

Когда мы спускались, попали в облако. Когда идешь над ним, кажется, что можно прыгнуть и идти по нему. Ощущения необычные. Когда мы вошли в облако, нас ожидало нечто удивительное. Оно окружало станцию канатной дороги, и на тот момент там никого не было: канатка приостановлена, дома пустые, всё окутано туманом. Мы были настолько уставшими, что, когда спустились, просто рухнули на землю и уснули, не имея ни желания поесть, ни желания пить, — только лежать неподвижно хотя бы полчаса.

Наши инструкторы решили, что мы достаточно готовы к высоким отметкам, поэтому на следующий день наша группа отправилась к приюту «Бочки», где всё было покрыто снегом, а палатки стояли на белоснежном покрывале. Этот приют стал особенным для нас, ведь на следующий день мы отправились к «Приюту-11», где прошли инструктаж по использованию палок и ледорубов для безопасного спуска и подъёма. Нам удалось даже пройти до скал Пастухова.

Наступил тот самый день, ради которого мы и прибыли сюда: день восхождения на Эльбрус. Высота – пять тысяч шестьсот пятьдесят два метра.

Подъём был запланирован на два часа ночи, а выход из лагеря — на два тридцать. Завтрак мы пропустили, что для меня было непросто. Тем не менее, мы надели рюкзаки, положили всё необходимое и отправились в путь.

Штурм вершины не бывает лёгким, но это были решающие метры, которые необходимо преодолеть, чтобы победить. И вот, наконец, перед нами предстала долгожданная вершина. Мы достигли её в десять часов утра, преодолев все пять тысяч шестьсот пятьдесят два метра. Описать охватившие нас чувства сложно: это невероятная радость, облегчение и эйфория одновременно.