Top.Mail.Ru

Как дешево взойти на Мак-Кинли

Дневник экспедиции постараюсь окончить и опубликовать, но это позже. А пока для справки мое личное мнение по оптимальной тактике и акклиматизации после моих двух успешных коммерческих экспедиций сюда. Клиент, как известно, существо нежное, требует ласки и внимания, поэтому график описан в меру щадящий, с учетом бесчисленных фото и видео, рассуждениях о спортивной медицине, параллельном обучении маленьким альпинистских хитростям, начиная с завязывания шнурков. В общем многое можно сократить.
Взойти на Мак-Кинли, имея определенный опыт, не долго и не дорого. Читать внимательно, писал максимально разжеванно, но сжато.

– Регистрируемся у рейнджеров МИНИМУМ ЗА 60 ДНЕЙ до НАЧАЛА экспедиции. Иначе ничего не состоится. Регистрируемся тут www.nps.gov Предоплата 25 долларов.
– заказываем транспорт (читаем ниже) и перелет на ледник (тоже ниже).
– тренируемся и покупаем снаряжение. Идти можно на лыжах или снегоступах. Решайте исходя из опыта.

Итак, по дням:
1. Приземляемся в Анкоридже. В город ходят автобусы и такси. Автобус что-то меньшее 5 долларов, круглосуточно. Такси баксов 20-30. Мы жили в Arctic adventure hostel – нас забирали и отвозили в аэропорт бесплатно. Не группой, а каждого в отдельности. Сам хостел стоил 25 долларов и с середины мая завтрак включен, шведский стол, вкусно, много. Главное не проспать =)
2. заказываем джип или шаттл (естественно не в этот день, а до экспедиции) в зависимости от размера группы. Цена за машину в районе 300 баксов в 2011 году. Топливо скачет, цены меняются. Таксистские сервисы часто считают исходя из количества людей. Сервис разный. Общайтесь, электронная почта- великая сила! Где заказать:
– наш знаменитый земляк Артур Тестов. Можете договориться с ним, заодно познакомитесь с легендой (единственный, кто с напарником был на Мак-Кинли в разгар зимы – “dead of winter” – почитайте в интернете, не пожалеете). Он не таксист, а восходитель, имейте в виду, но своих в беде не оставляет.
– транспорт от указанного выше хостела (даже если вы в нем не живете, отдельная услуга)
– https://www.talkeetnataxi.com/
– https://www.gopurpleshuttle.com/
Так вот на этом же джипе/шаттле едем в супермаркет и за два часа все покупаем. В 2011 году очень не стесняясь в запросах закупились на ровно 200 долларов на человека. В супермаркете же (но в отделе туристских принадлежностей, а не с едой) продается пресловутый mountainhouse и прочая пакетная фигня. В вопрос цены и разнообразия не вдавался, ели только нормальную еду. Там же дешевый газ по 220г. (3 доллара). Испытывали 5 баллонов в верхнем лагере на msr reactor – все супер. Но пилоты соглашаются возить только какой-то там MSR типа он безопасен для полетов. Сочтя это бредом, просто спрятали газ в рюкзаки и никому ничего не рассказали. Ибо MSR стоит 8 долларова внутри такой же газ. Пакетной едой так же набиты окрестные магазины снаряжения. Разнообразно, много. Клиенты каждый день собирались кучкой и молились на меня, выражая благодарность за непакетную, нормальную еду. В 2009 мы частично жили на пакетах, жизнь прижала, так у меня проблемы с желудком не прекращались. Ну да решайте сами..

Раскладку еды я давно не составляю, просто захожу в супермаркет перед трехнедельной экспедицией и стараюсь соблюсти несколько условий:
– вес на человека в день – 800г (больше не съедается – проверено, меньше – может прижать голод, думать и подбирать между 700 и 800г в день обычно очень лень)
– считаю количество приемов пищи за период (например, три недели умножаю на три приема пищи в день и умножаю на пять человек = 45), иду вдоль полок супермаркета и беру всяких разных макарон, риса, супов, мюсли из расчета 80-100г на человека на раз. Итого около 45*100=4500г. особенно хороши макароны из супермаркета, упакованные сразу со специями и вкусовыми добавками для них. специальной высотной еде не уступают ничем.
– добавляем сыр, мясо, вкусняшки (орехи, сухофрукты, шоколад и т.д.) сколько сами хотим грамм в день. Мы добавляли по 200г мяса, 150 сыра, 150 вкусняшек. С раскладной все. Из вкусняшек особенно устойчивы к замерзанию и легко потребляемы m&ms и американские арахисовые твиксы.

Покончив с едой, заезжаем в Liquor Store, покупаем бутылку бренди/виски/рома, из расчета 50г на человека в день, чтобы легче засыпалось (иногда просто необходимо, судя по клиентам, – не все хорошо спят при постоянном дне за окном, особенно после нескольких часов с санками наперевес) и в путь к Талкитне. Километров так 200. Вечер, bunkhouse (типа приют, но с кухней, душем и туалетом), входящий в стоимость перелета к леднику.
И в Талкитне, и в Анкоридже можно купить и взять в прокат снаряжение. Разнообразно и богато.
3. Утро, рейнджеры, собеседование. Рассуждения о том, как сохранить гору в чистоте, попытки уличить в нелегальном гидовстве, выдача пакетов для туалета и самих пластиковых ведер-туалетов

, обсуждение состояния маршрута, оставления забросок, снаряжения. Оплата еще 200 долларов за пермит и выдача самих пермитов там же.
Сразу после этого можно лететь на ледник. Мы пользуемся услугами ТАТ – Talkeetna Air Taxi. Часто у меня получалось пробить СКИДКУ моим друзьям, путешествующим туда. Пишите мне на мыло.

Взвешиваем себя и снаряжение перед полетом, сдаем цифры в офис ТАТ.
У них же покупаем white gas (жидкое топливо типа бензина но суперчистое от Coleman). Топливо в канистрах по 4 литра (1 галлон). Из опыта – три канистры на четверых наполовину использованы за 11 дней. То есть три канистры на экспедицию 4чел. – вполне так ничего. Притом если Вы летите в конце мая или июне, то многие клаймберы будут идти вниз и стараться слить вам топливо и отдать еду. Иногда даже не спрашивая вас. Но лучше все свое для уверенности. Топливо 16 долларов канистра, выдается Вам на леднике после оплаты в Талкитне.
Вешки у них же по 10 долларов за 25 штук. Я бы больше пачки не брал, маркировать тропу смысла мало, только заброски необходимо отмечать – уходит минимум 4-5 вешек и немного армированного скотча.
Оставить городскую одежду и что не нужно можно тут же, в хранилище ТАТ.
приземлились на ледник, получили санки, жидкое топливо (оплаченное в Талкитне) подождали полуночи (критично после 15 мая) и пошли к лагерю 1. Место относительно условное. 2-3 часа. Высота как и посадочный полосы на леднике – 2400м. Отдельно хочется отметить проблему санок. Крепить очень удобно за пояс системы прямо сзади через весь пояс большим карабином. Веревка до саней должна быть минимум 2,5 метра, иначе на каждый шаг санки будут подниматься. Веревки для санок надо привезти все свои. Метров 10-15 4мм репшнура на каждые санки. На спуске есть два варианта – пропустить несколько веревок поперек под санками, создав тормоз и тянуть их вниз небольшим усилием или привязать веревку к носу и к корме санок и встегнуть эту петлю в основной карабин, изредка подправляя рукой направление движение санок. Мне больше нравился всегда второй вариант.
4. Лагерь 2 (2700м). Еще 3 часа. Можно вообще не останавливаться. И сразу идти в лагерь 3.

5. Лагерь 3 (3350м) – 4-5 часов печального переставления ног от лагеря 2. Здесь зарываем на метр вглубь и маркируем санки, лишнюю еду, топливо, снегоступы, снаряжение. Некоторые идут с санками дальше, редкое развлечение, надо сказать.

6. тут возможны варианты исходя из акклиматизации и здоровья. Мы пробовали оба. больше понравился второй.
– занести заброску продуктов и топлива недели на две в лагерь 4 (Basin, 4100м) и спуститься назад ночевать
– надеяться, что погодой и горняшкой особо не прижмет и взять всего дней на 5-6, идти сразу ночевать в лагерь 4, заброску оставить закопанной на 3350 до самого спуска, сэкономить день. За заброской можно за день сгонять из лагеря 4, при необходимости. Мы не воспользовались во второй экспедиции.
7. лагерь 4 или день отдыха в лагере 4 в зависимости от выбранного варианта до этого.

8. прогулка к перилам и выход на гребень (около 5000м) по пути к лагерю 5 или сам лагерь 5 (5200м). Ночевка в лагере 4 (4100м). Можно поменять программу с днем 7.
9. Лагерь 5 (5200м). По пути к лагерю иногда стоит связаться. Зависит от опыта, состояния гребня, ветра. Сложность 1Б-2А. Иногда по пути снежные анкера, в которые первому в связке можно прощелкнуть веревку. Ранние пташки не имеют проблем на перилах и занимают лучшие места в верхнем лагере, оставляемые спускающимися клаймберами.

10. Гора. Или день отдыха. На любителя. Мы, конечно, никогда тут не отдыхали. Маршрут несложный, но с ньюансами. Время из лагеря в лагерь 6-12 часов. Больше можно, солнце не садится, но если Вам надо больше 9-10 часов до вершины, то это совсем не Ваша гора. По усилиям сравнимо с Эльбрусом от бочек до бочек. Выход на Денали пасс (Denali pass)

часто пробит снежными анкерами, рассчитанными на веревку от 40 метров длинной. Карабины на них часто нужны свои. Впрочем, ничего особенного с технической точки зрения там нет. Можно и без веревки. Но там гибнут много. Я лично ходил и так, ни разу не страшно. =) Денали пасс из лагеря – 1-3 часа. Высота 5600-5700м. Потом все просто в любую погоду до предвершинного гребня.

На нем несколько анкеров, но нужны еще и свои, если движение по гребням (может быть очень сильный ветер) не очень уверенное. Людей сдувало. Меня почти сдувало. Ветер 50км/ч может быть уже совсем критичным. Опять же смотря по состоянию гребня и опыту участников. Гребень метров 500-700 длинной, но это не мешает некоторым потратить на него час в один конец. Идется 15 минут медленной связкой.

11. Если Вы не спустились в день восхождения прямо в лагерь 4 (4100м) а остались ночевать там же, то Вам предстоит действительно долгий (10-18часов) переход прямо к взлетному полю. В лагере 3 придется откапать и забрать заброску. Ночевать по пути Вы вряд ли захотите.

Перед глазами будет только душ, интернет и горячий завтрак в Талкитне. Сбитые в кровь ноги по моим наблюдениям еще никого не останавливали. Ночевать около взлетки можно без палатки, ибо лень, поздно, да и тепло спать после всего пережитого. В 8 утра надо не прозевать момент и первым зарегистрироваться в домике у взлетки и, соответственно, первому улететь, сдав канистры от топлива, взвесив заново весь багаж и (о ужас, как я похудел!!!) себя.
Суммарная дистанция взлетная полоса-вершина-взлетная полоса – всего 90-100км, если Вы всегда двигались только гордо в альпийском стиле. Если ходили туда-сюда за забросками – плюсуйте.
Приземлились в Талкитне, 10 минут у рейнджеров, отдаем снаряжение назад в прокат, душ, завтрак-обед-ужин-бар-похмелье..
Ну и добавьте себе любимому дней 10 резерва, как принято. Вдруг Вы не такой крутой, как думали, или погода придавит.
Почему-то многие на гору хронически не ходят, бегут вниз с криками про ветер и летающие камни, а другие наоборот – даже не связываясь, легко и непринужденно восходят под завывания утреннего бриза и фотографируются по часу на вершине. Пусть Вам повезет!!!
Экспедиция и данный отчет были бы невозможны без поддержки фирмы Kayland и их супертеплых тройных ботинок Kayland 8001, сети магазинов снаряжения для активного отдыха “Открытый мир” и активного участия директора их краснодарского представительства Сергея Горожанина. Спасибо всем огромное!