Взойти вопреки всему. Часть вторая

Итак, уже завтра нам предстоит подняться на вершину Эльбруса. От этой мысли немного тревожно и в то же время радостно, ведь еще немножко и свершится то, о чем я так долго мечтал и грезил. Так как вставать придется рано, мы постарались поскорее пойти лечь спать. И было это в шесть или в семь вечера. Подъем у нас был тогда в половине первого. Радовало, что на Эльбрусе была просто превосходная погода. Занимаемся приготовлением завтрака, а также варим компот и берем его с собой в термосе. Затем надеваем кошки и связываемся. Как выяснилось позже, несмотря на замечательную погоду в этот день кроме нас больше никто не восходил. Таким образом, мы были что называется наедине с горой. Стоял небольшой мороз, зато полностью отсутствовал ветер. Шли более-менее размеренно. Самочувствие также можно сказать радовало. Было темно и потому шлось нельзя сказать, что просто. Услышал брякание железок и увидел свет от фонаря. Понятно, мой друг идет и значит, все хорошо. Тогда, помню, приходилось быть готовым в любой момент провалиться или зарубиться.

Примерно в половине пятого утра мы были на нижних скалах Ленца. И это высота четыре тысячи шестьсот метров. Очень скоро взойдет солнышко и станет очень тепло. На скалах неожиданно начал подниматься ветер. Он дул просто в лицо и то и дело залеплял мои очки. И так на протяжении всего восхождения. Но были и приятные моменты от такой погоды. Так ветер надул наст и потому нам не приходилось идти по колено в снегу. А именно так приходилось идти многим другим восходителям. Тогда мы приняли решение идти не между грядами скал, а вдоль правой гряды по ходу движения вверх. И теперь было понятно, что мы сделали хороший крюк и могли быть значительно раньше на вершине. В самом начале шли двадцать минут, а затем остановились на отдых. А ветер то и дело дул в лицо. От такого сильного ветра порой даже приходилось прятаться на привалах за скалами. А со временем и вовсе решили перейти на шаги, считали свои шаги. Казалось, что так идти намного проще. Но скала все никак не хотела приближаться. Кажется, вот она совсем рядом, но в действительности к ней еще нужно было идти. Иногда было ощущение, что ты играешь в какую-то игру «Доберись до скалы». Прошли определенный участок, а потом еще идти и идти. Уже перестал наблюдать за временем. Эльбрус открыт, а значит, нужно продолжать идти. Ветер беспощадно бьет в лицо, но я все также следую за своей мечтой. Вот уже и верхние скалы Ленца. Высота – пять тысяч двести метров. Дыхание у меня учащенное. Ветер, снег и невероятная красота вокруг нас. Принимаем решение оставит снаряжение. Берем в руки ледорубы и отправляемся в сторону восточной вершины, а потом если позволит здоровье, то сходим и на западную.

Ориентиром у нас тогда послужил камень, а точнее сказать, лава на высоте пять тысяч пятьсот пятьдесят девять метров. Приходится облокачиваться на свой ледоруб. При этом дыхание учащенное и вот уже чувствую, что ко мне приходит сон… Делаю глубокий вдох и просыпаюсь. Через десять шагов та же самая история. Мой товарищ меня будит. В это время я начинаю вспоминать своих родных и близких и понимаю, что непременно вернусь. Но прежде я непременно дойду до моей цели, а потом, конечно же, вернусь. Силы тогда были и вправду на пределе. Идти очень непросто. Такое ощущение, что ты преодолел невероятный кросс. Продолжаем идти вверх, а камень все не хочет приближаться. Идет снег и беспощадно дует ветер. В голове крутятся мысли, что непременно вернусь и до вершины смогу дойти. Все же кто бы что ни говорил, а без позитивного настроя в горах никак. И потому планируя отправляться на восхождение помимо физической подготовки не забудьте и про психологическую.

Итак, мы с другом идем или точнее сказать ползем. Я говорю ему, что, мол, давай считать вместе шаги. Так вроде бы идти намного легче. Итак отсчитываем первые десять шагов и делаем паузу для небольшого отдыха. А сам отдых, собственно, имеет такой вид. Ты останавливаешься, облокачиваешься на ледоруб, опускаешь голову, а уже через некоторое время опять-таки продолжаешь идти. Становится непросто идти и по десять шагов. А в голове крутятся  вперемешку мысли про то, что нужно продолжать идти и про то, что лучше таки сдаться и отправиться назад. Так продолжается эта внутренняя борьба и она непростая, но ноги продолжают идти в том же направлении. И вот как-то весьма неожиданно видим кратер! Мы были настолько счастливы и в то же время измотаны, но с последних сил таки обнялись. Понимали, что это успех! Это наша вершина, наша цель! А значит, продолжать идти вверх больше нет такой необходимости! Нас приветствовало солнышко и казалось, что ветер стал в разы тише. Затем мы отправились искать самую высокую точку кратера. И вот вижу небольшую пирамидку. Она мне встречалась ни в одном отчете. Это и есть она – вершина! Высота пять тысяч шестьсот двадцать один метр. Мы отчетливо понимали, что находимся очень высоко. Пожалуй, на такой высоте ранее никто из нас не бывал. Однако тогда мы понимали, что впереди ждет спуск. Без перчаток пальцы очень быстро замерзают. Итак, мы оперативно фотографируемся и отправляемся вниз. Тогда мы решили попробовать разные формы спуска. Все они в общем-то были более-менее приемлемыми. А вот самочувствие тогда не очень радовало. Так была гипоксия и голова чувствовалась очень тяжелой. Так шли словно пьяные, сильно заплетались ноги. В итоге нам таки удалось дойти до того места, где мы оставили свое снаряжение. Затем связываемся и продолжаем спускаться. Как выяснилось, идти в связке действительно непросто. Так один падает и при этом тянет второго. А потом в какой-то момент начинаю чувствовать, что мне снится сон. Делаю глубокий вдох и тотчас просыпаюсь. Затем продолжаем идти. Спустя некоторое время снова засыпаю и меня тогда будит мой друг. Он сказал, что мы оба уснули. Но спать ни в коем случае нельзя, нужно идти. А когда спускались, то начали понимать сколько смогли пройти. В какой-то момент понял, что надоело спускаться. Так возникло желание просто остановиться и уснуть. Но нужно продолжать идти. Бужу своего попутчика и мы словно пьяные продолжаем идти. Так мы периодически падаем, а затем встаем и продолжаем идти или точнее сказать ползти. В голове тогда была одна лишь мысль – когда наконец закончится спуск и мы пойдем по горизонтали. Мои силы тогда и вправду были что называется на пределе. При том как психические, так и физические. Со временем нам таки удается выйти на закрытый ледник. И это уже финишная прямая. Ветер то и дело дует в спину и словно подгоняет идти. Ноги заплетаются, кошка за кошку и я падаю. Встаю и продолжаю идти несмотря ни на что. Вот уже вижу ледник. А на леднике кто-то гуляет. Понимаю, что спускаться еще немало. Тот человек движется в нашу сторону. Как выяснилось, это была наша знакомая гид. Она заботливо нас просто на леднике угостила ароматным горячим чаем и у нас, кажется, открылось второе дыхание. Тогда она нам помогла убрать снаряжение и предлагала свою помощь в ношении рюкзака. А еще она приготовила вкусный супчик и накормила нас. Даже не верится, что больше нет такой необходимости куда-либо спускаться. Так нас встречают и поздравляют с успешным восхождением. Вот уже подошел к нам знакомый украинский гид Николай. Он нас поздравил и сказал, что они ходили к скалам Ленца. В лагере мы были примерно в половине шестого вечера. В хижине мы отдыхали и играли на гитаре. А разошлись примерно в двенадцать часов ночи. Скажу, что понимание того, что мы смогли сделать пришло не сразу, а со временем.

Итак, уже шестой день как мы в горах. Проснулись от того, что палатку прижало к земле. Дует сильный ветер. Потихоньку начинаем собирать палатку. Наши дуги погнулись, но все же не сломались. И завтракаем и в то же время обедаем. Благо, что аппетит был отличный.

Вот уже подошла и наша знакомая гид. Как выяснилось, она ходила на восхождение, а вернулась вся измученная. Она рассказала, что спустила клиента. Мы ее радужно напоили горячим чаем. Затем собрались и принялись спускаться через «грибы». Грибами называют большие камни. У основания они немного подточены водой.

На следующий день у нас был поход до Джилы-Су. А затем уже планировалась поездка домой. Скажу, что действительно впечатлений было море и потому если вы еще не бывали в горах, но очень хотите, обязательно отправляйтесь вслед за мечтой. Это то, что нужно увидеть хотя бы один раз в жизни каждому!