Попытка взойти на Эльбрус с севера. Часть первая

Хочу начать свой отчет с того, что не так давно один мой давний знакомый предложил подняться в составе его группы. И это было предложение осуществить восхождение на Эльбрус. Притом подняться на вершину с севера. Признаюсь, что на тот момент я совершенно не грезил восхождением. Более того, он меня вообще мало интересовал, и ничего особенного в подобного рода восхождениях для себя лично я не мог найти. Тем более, я не знал какая, собственно, разница между восхождением с севера и с юга. Но позже мой друг мне таки рассказал, что разница есть и при том существенная. Так если подниматься с севера, то можно что называется в полном объеме прикоснуться к невероятной красоте пейзажей. Здесь природа очень близка к тебе, так как нет никаких предпосылок к цивилизации. То же самое нельзя сказать про восхождение с юга. Дело в том, что там есть и канатная дорога, и различные небольшие кафе. В любом случае человек выбирает сам чего ему больше хочется – в полной мере ощутить и насладиться тем самым настоящим горным походом, либо просто посмотреть на горы и при этом чувствовать себя комфортно. Скорее всего, многих устраивают более комфортные условия и потому юг считается куда популярнее севера. Итак, мой друг мне тогда сообщил, что подниматься будем с высоты две тысячи четыреста метров до высоты пять тысяч шестьсот двадцать один метр своими ногами. И жить будем исключительно в палатках. Настоящая походная романтика! Чего еще желать? Все это меня и вправду несказанно радовало. Единственное, на тот момент совершенно не хватало снаряжения. Конечно, кое-что было, но этого уж точно было недостаточно, а покупать снаряжение – удовольствие не из дешевых. Вот тогда я и начал думать про то нужно ли мне все это? Но со временем благодаря своему другу я таки понял, что все же кое на чем я смогу сэкономить. В конце концов существуют специальные пункты проката, где можно взять все необходимые для восхождения вещи.

Итак, в начале июля мы собрались и отправились в Джилы-Су. Автобус тогда остановился на асфальте. С тех мест нам нужно было дойти до базового лагеря через гору. Спустя некоторое время опустился туман и стало прохладно. Наши рюкзаки на такой высоте казались и вправду нереально тяжелыми и те триста метров набора высоты дались очень непросто. Так наша акклиматизация началась уже в первый день приезда. Стоял туман и было немного прохладно, но все же терпимо. Когда мы шли в сторону лагеря спасателей, то нам нужно было пройти через небольшой живописный, но довольно-таки шаткий мостик. Скажу, что с рюкзаками идти было не очень просто. Но несмотря на сложности все справились что называется на отлично. Когда шли от самого моста в сторону лагеря ветер старательно разогнал облака и зажегся превосходный закат. Такой удивительный момент я не смог пропустить и потому взял в руки фотоаппарат и сделал несколько чудесных снимков.

Итак, мы не спеша могли дойти до лагеря и установили свои палатки. Одна из попутчиц всех угостила вкусным домашним компотом. Хотя такие моменты, собственно, и не входили в наши планы. Мы должны были жить совершенно автономно. Но отказываться от такого вкуснейшего компота из сухофруктов было не в моих силах. Если говорить про погоду, то она в Джылы-Су и вправду очень нестабильная. Так зачастую утром очень тепло и ясно, а вот вечером всегда идет дождь. Либо просто очень пасмурно. Зная эти особенности погоды, можно планировать прогулки и таким образом избегать дождя. Но все же мы таки допустили одну ошибку. Про нее расскажу чуть позже.

Хочется отметить, что микроклимат в самой группе был вполне хорошим и за все время нашего совместного пребывания в горах не возникло ни одной конфликтной ситуации. И это при том, что собрались вместе незнакомые люди, ну или практически незнакомые. Все же я одного человека знал. То, что мы легко могли находить общий язык было очень хорошо. Это было одной из составляющих нашего успешного восхождения. Ближе к вечеру облака то и дело потихоньку уходили и становилось видно ясное небо. В первую ночь я то и дело бегал и радовался Млечному пути. Не могу не отметить и то, что в горах при ясном небе становится очень холодно. Однако мне тогда было весьма комфортно, поскольку у меня был отличный спальник. Он рассчитан на температуру минус пятнадцать градусов. Так я до высоты три тысячи восемьсот метров ночевал без термобелья. Больше скажу, я тогда даже в спальник ложил недосушенные вещи, чтобы они смогли высохнуть до утра.

Так наш первый день подошел к своему логическому завершению и мы отправились спать. Скажу, что вот в такие моменты некоторым городским жителям становится слегка что называется не по себе, так как приходится спать не на комфортных кроватях, а на небольшом коврике, который отделяет от земли какой-то сантиметр. Кому-то становится на новом месте неспокойно и сон приходит в норму только на третью-четвертую ночь. У меня с этим проблем не возникло, так как я люблю спать на более жесткой поверхности и потому вполне могу приспосабливаться к любого рода условиям. Кто-то решает такую проблему с помощью надувного коврика, но мне это не по душе.

Еще одной проблемой можно назвать холод. Но если ты отлично подготовился к восхождению и заблаговременно продумал всевозможные ситуации и в том числе холод, тогда, наверняка, не будет каких-либо проблем с тем, чтобы утеплиться и чувствовать себя более-менее уютно. Скажу, что мне а высоте две тысячи четыреста метров в спальнике было не то, что не холодно, а даже жарко и это при том, что отсутствовала ветрозащитная юбка. Таким образом, иногда даже приходилось приоткрывать вход в палатку. Тогда это никак не радовало моего соседа по палатке. Дело в том, что он приехал в горы с летним спальником. Таким образом, он вынужден был спать в теплой одежде.

На этот день у нас не планировалось что-то грандиозное  потому мы начали просыпаться и потихоньку выходить со своих палаток примерно ближе к десяти утра. В целом, что касается контроля времени, то в горах у меня это весьма относительно. Так, скажем, вполне можно ориентироваться по солнцу, либо его отсутствии на небосклоне.

Когда все встали, покушали овсянки с сухофруктами и выпили по чашечке ароматного чая. Стоит отметить, что в горах многие таки отказываются от употребления сахара. Может, причина в том, что здесь сложно мыть посуду, а может, просто из-за смены обстановки. Как только все позавтракали, тотчас отправились в сторону буровой скважины с целью попить нарзана. Итак, не спеша смогли перейти речку по камням, дошли до скважины. Однако выяснилось, что сама скважина расположена на другой стороне речки. Но ее так просто вброд не перейдешь. Некоторое время мы тогда еще думали над тем как же нам переправиться, но в итоге так решили возвращаться. Данный участок мы проходили с небольшим набором высоты. Так пришлось лишь немного проходить по косогорам. Когда вернулись назад, то увидели, что река, которую мы смогли пройти по камням так и не разлилась и пройти ее точно также легко теперь у нас не получится. Минут пятнадцать тогда мы побродили в поисках какой-нибудь переправы и отправились назад. Многие из нас без какой-либо проблемы могли перейти речку вброд. И кроссовки, и босоножки вполне быстро могут высохнуть. Однако у некоторых на то время на ногах были треккинговые ботинки и их все же мочить не стоило бы. А переходить речку босиком не очень то безопасно. Таким образом, нам удалось найти два бревна и с их помощью мы принялись делать переправу. Поскольку у меня на ногах на то время были быстросохнущие кроссовки, то я тотчас принялся таскать камни из реки, чтобы таким образом сделать опору. Хочу заметить, что вода была очень холодной и потому все приходилось делать очень быстро. В итоге все задуманное сделали и смогли успешно переправиться через реку. После этого мы таки решили зайти на поляну Эммануэля. Там мы смогли немного перекусить и переодеться. Уже потом нам нужно было выдвигаться непосредственно с самой поляны в поселок Джылы-Су в сторону минеральных источников, а также водопада Султан. Так как ранее мне не приходилось бывать в тех местах, то, признаюсь, что и вправду было очень интересно. Стоит заметить, что сам маршрут от поляны не является сложным. Идет маршрут с небольшим набором высоты, а также небольшим спуском. Со временем начал накрапывать дождик, который уж точно нас не радовал. Было видно, что в той стороне, куда мы направляемся вообще ливень. Итак, мы решили остановиться и немного переждать. Позже продолжили свой путь. Скажу, что почему-то с собой тогда я решил не брать дождевик. И вправду зачем нужен дождевик, если есть мембранная куртка? И к тому же это лишний вес. А он, как известно, в горах никому не нужен. На своем пути нам опять пришлось идти по шаткому мостику. Но теперь он не казался настолько страшным. В основном благодаря нашим пустым рюкзакам. А позже наша тропинка пролегала через некий Калинов мост. Однако на него нам нужно было заходить уже на обратном пути. Так без каких-то приключений на удалось дойти до туристической части Джилы-Су. Затем мы перешли автомобильный мост, я выпил минеральной воды. Тогда очень хотелось пить и потому пил очень много, о чем позже таки жалел.

Не могу не рассказать и про то, что тогда мне удалось увидеть собственными глазами газовую ванну. И вправду оригинальная вещь. Не знаю и даже не могу догадываться како там газ, но если нагибаешься и открываешь глаза, то их может обжечь. А еще если сделать один вдох, то можно потерять сознание. Два полных вдоха могут закончиться трагически. Я решил не проверять это, не все же в какой-то момент не удержался и сделал пол вдоха. Легкие тотчас обожгло как аммиаком и потому повторять это не было никакого желания. Итак немного постояли, а потом пошел ливень. Как только выскочили из газовой ванны, сразу же залезли под козырек-раздевалку, который оборудован местной мафией. Там мы пробовали запрятаться от ливня. Уж очень не хотелось промокнуть до нитки. Когда ливень немного стих и ветер уже не был таким сильным, мы отправились назад. Погода тогда была точно подпорчена. Так капал дождик и начало холодать, что никак не могло улучить наше настроение. И тогда стало понятно, что мембрана на 8000 мм никак не способна подобное выносить. Примерно через час моя куртка начала промокать. И тогда стало совсем грустно. А идти то еще нужно было немало. Однако мы таки смогли выйти на Калинов мост. Хочу заметить, что этот мост и вправду удивительный! Он является природным и образовался давно. Тогда каменный завал перегородил речку. А спустя некоторое время на завале образовался некий слой почвы, выросли травы и позже люди натоптали тропу. Калинов мост является природной аркой, которая висит над водой на высоте пятнадцать метров. А под ней то и дело шумит вода и с грохотом падает вниз. Это тот самый удивительный водопад «Султан». Когда группа вернулась в лагерь, тотчас переоделись в сухую одежду. Поужинали, разложили вещи по местам и принялись ждать утреннюю жару. Вот таким, собственно, был наш первый день акклиматизации.

Во второй день нашей акклиматизации нам предстояло проснуться как можно раньше, позавтракать и отправиться в сторону каменных грибов. Так как быстро собраться не все смогли, то вышла небольшая заминка. Скажу, что умение оперативно упаковывать вещи в рюкзак приходит со временем. Примерно через три-четыре дня все смогли собраться и вышли намного быстрее.

Как только мы вышли с лагеря, наш гид провел с нами небольшое занятие по хождению с палками, подъемами, спусками, а также нам показал основные принципы скалолазания. Скажу, что мне все эти знания очень пригодились в моих передвижениях по склонам Эльбруса. После тренировок был поход на Грибы. Он был несложным, но довольно-таки затяжным. Так нам пришлось идти через немецкий аэродром. Тогда он был окружен облаками и порой складывалось впечатление, что нет ни конца ни края этой пустыне. Однако, выяснилось, что край таки был и уже за самим аэродромом начался подъем в гору. На нем я тренировался ставить треккинговые палки. Скажу, что нам удалось и вправду как-то быстро и легко дойти на грибы. В самом начале погода не радовала, так как дул ветер и даже накрапывал небольшой дождь.