0

Мечтам суждено осуществляться. Часть третья

Предостережения для начинающих лыжников

Если вам удалось увидеть снег на высоте четыре тысячи метров. Наверняка, сразу же возникает мысль про то, что это именно то самое идеальное место, где можно научиться катанию на лыжах. На самом деле в это время года в подобной местности может быть не просто неудобно начинающему лыжнику, а и действительно опасно. А уж тем более, если у вас не было никакой акклиматизации. Скажу, что тогда нам и вправду приходилось видеть таких отчаянных. Вниз мы их тогда обгоняли на кошках. А вот для горнолыжника с опытом подобного рода склон если и будет весьма сложным, но все же не стане помехой. Но все же если вы и являетесь асом в другие времена года, не пытайтесь переоценить свои силы в опасное межсезонье. Будьте предельно аккуратными.

Еще хочется сказать несколько слов про пограничников и, собственно, границе. Так еще до Терскола на Баксанком шоссе находится пограничный пост вполне вероятно, что могут остановить и проверить любую машину, которая направляется в горную местность. А вот местных здесь отлично знают и потому не трогают. Что касается туристов, то и к ним здесь относятся вполне хорошо и без причины не станут придираться.

В том случае, если вы желаете побывать в интересных местах, которые находятся по ту сторону табличек, то нужно заказать пропуска. И сделать это нужно примерно за месяц до самой поездки. Получить такой пропуск можно в погранично управлении в Нальчике. Что касается нас лично, то нам тогда было из Минеральных Вод уж точно не по дороге. Кроме того, мы тогда были уверены, что хоть немного на озеро посмотреть сможем и так. Но в действительности у нас так ничего и не вышло. Так уже вышло, что мы вылезли по склону Чегета и обошли все эти таблички. В итоге и сами не заметили как оказались на пограничной зоне. Примерно через полчаса или даже раньше к нам подошли пограничники. Они нам все подробно объяснили и нам таки пришлось спускаться вниз. Тогда как мы не пробовали, договориться не получилось. В целом, хочется сказать, что молодцы, так как пограничный режим и вправду должен действовать. Это что называется не привилегия, а необходимость. При этом на какие-либо нарушения реагируют действительно оперативно. Единственное, жаль, что тогда так и не смогли посмотреть на озеро…А еще один раз встретились с пограничниками в ущелье речки Азау. Ранее в описаниях вычитали про то, что там есть пара водопадов в верхнем течении пещер. Однако едва отошли от гостиничных комплексов как снова увидели табличку о том, что неподалеку есть пограничная зона. Разумеется, мы были научены предыдущим опытом и приняли решение дальше не идти. К счастью, ближайший водопад нам таки удалось сфотографировать. Скажу, что тогда нас пограничник смог встретить сразу же при выходе с ущелья. Мы ему объяснили, что хотели прогуляться в сторону водопада. Даже сказали, что если не верят, то могут посмотреть на следы на снегу. Отлично, если и с другой стороны точно также строго. Можно только представить чем занимаются такие пограничники в туристический сезон. Скорее всего, они то и делают, что разных зевак от таких табличек отгоняют.

А теперь еще несколько слов про то как ходить не нужно. Еще до того как я прибыл в Терскол, на самом этапе подготовки мне и вправду был интересен вопрос существует ли дорога от самой поляны Азау к водопаду с необычным названием «Девичьи косы». Это действительно очень популярный маршрут для акклиматизации. Так уже получилось, что мы приняли решение пройтись в сторону водопада уже после самого спуска с горы. И это за один день до вылета. Согласно информации подойти к водопаду есть возможность только со стороны дороги. Эта дорога стартует в пяти километрах от поляны Азау. Она идет мимо водопада в сторону обсерватории. Так как там начинать наш подъем и вправду было неудобно, мы приняли решение идти по ущелью Гара-Баши. Стоит сказать, что само ущелье и вправду безумно красивое. В некоторых местах просто перед нами поднимаются черные отвесные стены. А с обратной стороны есть такая уникальная возможность любоваться Чегетом. И даже можно различить подъемники. Скажу, что дорога и вправду очень хорошая. Даже можно увидеть небольшой водопад. Однако сама река уходит вправо за скалы, а тропинка то и дело загибает влево. Мы тогда думали, что она непременно соединится с дорогой от самой обсерватории и потому продолжали идти вверх и в сторону от водопада. Однако выяснилось, что сама дорога выходит на плато над поляной Азау. Скорее всего, ее проложили с целью обслуживания лавинозащитных барьеров, а также водопровода. Чтобы таки не возвращаться назад, принимаем решение немного полазить и перейти через небольшой хребет. Он закрывает от нас дорогу на обсерваторию. Но этого таки не нужно было делать. Все дело в том, что в ущелье камнепады – довольно-таки нередкое явление. Так разогретые солнцем камни срываются со склона и падают вниз когда им этого захочется. И их никак не интересует окажется на территории кто-то или же там на тот момент будет пусто. Что касается самого хребта, так она оказался покруче и выше, чем та часть, которую очень хорошо видно в самом низу. Скорее всего, когда мимо тебя пролетают камни, а перед тобой встают стенки со свободным лазанием, у страха глаза становятся нереально большими. И мы таки решили вскочить на высоту три тысячи двести метров. И это всего за пару часов времени. И вот таки нам удалось выбраться на тот самый гребень хребта. С какой-то молчаливой гордостью возвышается над всем красавец Эльбрус. Неподалеку виден ледник Гара-Баши. А внизу словно на ладони – обсерватория и ее дороги. Взобраться на хребет не такая и сложная задача, а вот как спускаться? Так с северной стороны склона один сплошной снег. По пути подъема не сможем слезть. А закат уже скоро. Совсем нет желания в кромешной темноте ходить по хребту в поисках наиболее оптимального варианта спуска. Сверху, откуда грело солнце, снег и вправду мягкий. Однако вполне может выясниться, что ближе к середине склона он слежался и даже стал плотным фирном. А на подобном уклоне без кошек и ледоруба и вправду придется непросто. Таки хорошо, что не решили штурмовать спуск что называется «в лоб». Так на восточной стороне хребта нашелся более-менее плавный спуск по траве. Правда, иногда встречались камни и глубокий снег.

И вот мы уже на высоте три тысячи двести метров. В итоге нам удалось выйти на дорогу, которая ведет от обсерватории вниз, проходит неподалеку водопадов. Так как мы были здесь перед заходом солнца, то сделать отличные фото так и не удалось. Начало темнеть, а впереди спуск. Скажу, что само направление дороги в сторону от поляны Азау нас таки не смогло устроить. И потому решили идти по прямой. А в горах известно, что прямые дороги могут оказаться намного длиннее. А главное – совершенно не видно, что же дальше за перегибом рельефа. Что касается специальной карты с диагоналями, то она способна давать всего-то слабое представление.