Впечатления от восхождения на Эльбрус

Мое восхождение на Эльбрус

В 2013 году я с группой друзей ездил на Эльбрус. Был самый разгар лета, и мы решили покорить вершину Эльбруса. И это у нас получилось – спустя шесть дней после приезда мы взобрались на вожделенную высоту.

Группа альпинистов отправилась в поход десятого июля. Она прибыла в Приэльбрусье для того, чтобы взойти на самую высокую гору Кавказа. Это был понедельник.

У меня есть много знакомых и друзей, которые не только ездили отдыхать в Приэльбрусье, но и взбирались на вершину горы. Много рассказов мне пришлось выслушать от них о коварности этого красивого места, и очень сложно было поверить в то, что на высоте 4500 метров и более тяжело не только дышать – заснуть нелегко из-за низкого содержания кислорода. О беге и других физических нагрузках и вообще речи не идет. Даже сейчас, после того, как я сам там побывал, мне не очень верится в пережитое. И только фотографии со сгоревшими на солнце лицами, измученными гипоксией, напоминают о пережитом. Так что восхождение – это не только отдых и красивые пейзажи вокруг, и в это нельзя поверить, пока сам не попробуешь.

Начинается путь обычно из поселка Терскол. До него можно добраться из Минеральных Вод, и путь занимает около четырех часов. Здесь не очень многолюдно, даже не смотря на то, что в июле восходить на Эльбрус лучше всего. А вот если поехать сюда в разгар горнолыжного сезона – придется бронировать места в гостинице заблаговременно.

На восхождение на Эльбрус мы запланировали пять дней, и один запасной на случай плохой погоды. Если на шестой день вершину не покорим – других попыток не будет. То есть у нас только один шанс. В течение первых дней восхождения носят тренировочный характер – это восхождение на 3100 и 3800 метров. Каждый такой поход занимает семь часов, из них четыре дается на восхождение, три – на спуск. На третий день группа переезжает в лагерь приют, который находится на высоте 3800 метров. На высоте 4200 метров находится лагерь «Приют Одиннадцати», и туда мы идем сразу по приезду. Уже на четвертый день предстоит взобраться на 4800метров, до так называемых скал Пастухова, а на пятый – взойти на вершину Эльбруса.

Первый день – первые сложности. В самый первый день восхождения на Эльбрус нам удалось ощутить на себе все прелести горных ливней. Погода была отвратительной и два часа мы шли под сильным дождем.

После дождя показалось солнце, но холодный ветер не добавлял оптимизма. Ни в коем случае нельзя заболеть, потому что с простудой до вершины никак не доберешься. Гипоксия делает свое дело – даже легкий недуг становится страшной болезнью, выкачивающей все силы..

Когда высота достигла двух тысяч, мы два часа с хвостиком прошли немного больше километра. Все чувствовали себя хорошо, поэтому решили пройти чуть дальше, к Чегету.

На такой высоте идти легко, одышка не мучает, да и одежда начала просыхать. Удивляло то, что кое-где лежал снег, несмотря на припекающее солнце. Чтобы подняться еще выше, нужно одевать солнцезащитные очки. Экипировка и хорошая физическая форма – это залог вашего успешного восхождения, и пренебрегать не стоит ни тем, ни другим. У нас оказалось все в порядке.

Немного беспокоило только незнание того. Как поведет себя организм на большой высоте, учитывая короткий период акклиматизации. Но поменять программу уже нельзя, поэтому мы старались настроить себя на хороший лад.

На следующий день погода решила нас немного побаловать. Еще ранним утром долина реки утопала в теплых солнечных лучах. Мы проходили мимо водопада Девичьи косы, в котором удивительно чистая вода. Это помогло получить заряд бодрости на весь оставшийся день.

Постепенно пришло понимание того, что организм потихоньку привыкает к чистому горному воздуху и находит гармонию с природой, забывает шум и пыль города.

Это очень важно – найти гармонию с горами, на которые предстоит взойти, настроиться с ними на одну волну. Нужно словно найти общий язык с вершиной, чтобы она открылась от облаков и тумана, пустила к себе. Пока первые два дня Эльбрус скрывался от нас за пеленой облаков.

Увидеть вожделенную вершину Эльбруса мы смогли только на третий день, когда по канатной дороге перебирались в лагерь приют, наше новое место стоянки.

Снег летом – это не сказка. Тут снег лежит круглый год. Притом, что температура держится на нуле градусов Цельсия, сгореть на солнце тут можно в два счета. И даже ходьба «по солнцу» не поможет – ультрафиолет отражается от снега и доставляет массу неприятностей. Именно поэтому экипировка так важна – на улицу просто не выйдешь без солнцезащитных очков и крема от загара.

И пусть мы знали эти простые истины, пострадали в той или иной мере все. У меня сгорели уши, так как я не додумался их намазать тоже, а еще у двух моих друзей – носы.

По камням подниматься намного проще, чем по снегу. И не последнюю роль в этом отыгрывает вес двойных альпинистских ботинок, которые в два раза тяжелее обычных вибрам. Также следует надевать теплую одежду, так как наверху будет еще холоднее. Также нужно тащить термос, ледоруб и дополнительный комплект одежды. Да, виды со склонов Эльбруса открываются обворожительные, но чтобы их увидеть, нужно потратить немало сил.

Также начал немного бунтовать организм. Мы увеличивали темпы, чтобы «приучить» его к новым нагрузкам и быстрее набирать высоту. Но еще на восхождении по горной дороге всех начали мучить головные боли. Гиды объяснили, что это «горняшка», горная болезнь, и что внизу все само собой пройдет. Но вниз мы попадем только через четыре дня – после восхождения на вершину Эльбруса. Восхождение к скалам «Пастухова». Мы думали, что самым сложным днем в итоге для нас окажется первый, но ошибались. Четвертый был ничем не легче. Мы поднимались на высоту 4800 метров, и погода была далеко не самой лучшей. Во второй половине дня ожидалось ухудшение погодных условий, об этом говорили и проводники – после обеда тут всегда так.

Когда мы поднялись чуть выше , то попали в облако. Из него спустя несколько минут пошел густой снег, а ветер в то время заметно усилился. Нам оставалось подниматься еще добрых полтора часа. Когда мы достигли цели, то из-за ветра просто невозможно было стоять на ногах. Я не могу сказать, какова была его сила, но палка, воткнутая в снег, сразу же улетала в неизвестном направлении.

Мы отдохнули десять минут и начали спускаться обратно.

Каково нам было? Несладко – это мягко сказано. Температура воздуха была -10 градусов, но ощущалась как все -20, а наверху, наверное, было все -300. Большая влажность и сильный ветер просто замораживали, причем моментально. Кружилась и болела голова из-за гипоксии, а видно было только на метров 10 вперед.

Теперь стало понятно, почему так велико количество погибших на Эльбрусе. В такую погоду сбиться с пути, заблудиться и замерзнуть ничего не стоит. Это в том случае, если ты не сорвешься или не провалишься в какую-нибудь трещину. Еще ты можешь заснуть и замерзнуть, или просто отключиться, лежа на снегу, из-за гипоксии.

Но благодаря нашему горному гиду с нами ничего не случилось. Мы благополучно спустились вниз за два часа.

Восхождение к вершине Эльбруса. Вот и настал пятый день, а значит – время восхождения на вершину Эльбруса. Мы выходили в три часа ночи, чтобы до обеда оказаться на пике. После обеда, как правило, ухудшается погода, поэтому нужно постараться взобраться на гору до того, как пойдет снег или поднимется сильный ветер. Иначе непогоду придется переждать, а это очень опасно – даже если и удастся найти пещеру, в ней можно замерзнуть при -20 градусах.

В полвторого ночи на дворе была жуткая погода – мокрый снег, ветер, видимость не более ста метров. Ночью тут была гроза, а это самое страшное явление в горах. Из-за уникальных пород-диэлектриков на вершине Эльбруса молния будет гулять по склону, пока не потеряет потенциал. Она не уходит в землю, поэтому умереть тут от удара молнии очень просто.

Как итог, в три часа ночи мы решили прервать восхождение на Эльбрус, отложить это на следующий день. Погибнуть никому не хочется, и такое решение все посчитали разумным.

Один из гидов сказал нам, что на завтра также ожидается весьма печальный прогноз погоды. Веселого было мало, тем более что прогноз в точности сбылся – погода лучше не стала, если не ухудшилась.

Вторая попытка восхождения на Эльбрус. И снова, как и вчера, в полвторого ночи мы выглянули в окно. Опять сильный ветер снег, видимость 100 метров. Но в этот раз ночью не было грозы, и мы решили подниматься. Мы проверили все снаряжение и надели на себя все, что смогли. Также в обязательном порядке захватили термос, кошки и сели на снегоход – почти все на этих машинах добираются до «Приюта Одиннадцати», тем самым экономя такие ценные время и силы.

Практически у каждого пика есть своеобразная «точка невозврата», до которой можно добираться каким угодно путем. До нее запросто можно дойти пешком, но на это потратится много времени. Все основные сложности начинаются выше. Что касается горы Эльбрус, то у него скалы Пастухова и есть такая вот точка.

Полчаса мы пробирались в сплошном тумане и поднялись на полкилометра. Погода лучше не стала.

Шли мы гуськом друг за другом, так как видно ничего не было дальше своего носа. Ветер только становился сильнее. Думалось только о том, что если на вершине Эльбруса будет такая же погода, то это будет очень плохо.

Чем выше мы поднимались на Эльбрус, тем медленнее шли. Ноги соскальзывали вниз от каждого неаккуратного движения. Моментально сбивается дыхание, которое невозможно успокоить на ходу, поэтому приходится останавливаться. Понятно, что все, кто шел за тобой, также вынуждены делать остановку.

А ветер все сильнее, голова разрывается от боли и кружится, и это мешает сосредоточиться на ходьбе. Закрывать глаза лучше не стоит – сразу словно проваливаешься в черную пропасть, из которой нет выхода. Так что удовольствия от восхождения не получаешь совершено никакого, это целая борьба за выживание и настоящий тяжелый труд.

Так что самое главное при восхождении на любую гору, будь то Эльбрус или какая-то другая вершина высотой более пяти километров – нужно обязательно акклиматизироваться, пожить достаточно долгое время на высоте, чтобы организм привык к горному воздуху и давлению.

В пять часов утра ветер стал еще сильнее. Но в это время мы впервые увидели сквозь туман солнечные лучи. Облака отступили и спустились вниз, оставшись легкой дымкой у наших ног, а еще через несколько минут мы увидели горизонт и Западную и Восточную вершины Эльбруса. На западе – величавая тень от Эльбруса, от вида которой попросту захватывает дух. Я впервые в жизни увидел тень на небе.

Мы пошли дальше, и из-за ветра скорость нашего движения не превышала одного километра в час. Но только багодаря ветру мы смогли увидеть всю эту красоту.

Спустя несколько часов мы уже были на высоте 5200 метров, как показывал навигатор. До седловины Эльбруса осталось всего 150 метров, но такими темпами оставалось идти еще часа два.

Мои друзья потом также делились впечатлениями. Один из них сказал, что помнит только снег и больше ничего. Складывалось впечатление, что снег никогда не закончится, приходилось считать шаги и вдохи-выдохи. И снег вверху совершенно не такой, как внизу, он словно готов поглотить каждого путника, совершившего ошибку.

Снежные поля везде, куда не кинешь взор, до вершины Эльбруса остается еще очень много, несмотря на то, что шли к ней уже семь часов. Она уже кажется миражом, до которого никогда не добраться. При этом густые облака внизу создают впечатление того, что летишь на самолете.

Что касается меня, сложнее всего было идти по седловине. Я тогда шел в самом хвосте группы и не видел ничего кроме ботинок впереди идущего и все того же ослепляющего снега.

В то же время жутко кружилась голова, мысли были окутаны туманом, все вокруг плыло, глаза закрывались сами по себе. Я падал каждые несколько шагов, а подняться было практически невозможно – инстинкт самосохранения включался только тогда, когда конечности начинали немного подмерзать. Мозг только подавал команду – нужно ползти вперед, взойти на вершину Эльбруса, тогда все это мучение закончится быстрее.

Здесь не получится сказать, что проиграл и пойти домой, как на соревнованиях. В горах цена проигрыша – жизнь, и проигравшему придется погибнуть. Но потом в памяти останутся только приятные моменты – например, когда упал на самой вершине, поняв, что дошел до пика и ощутив непередаваемое счастье и гордость за себя. Но на седловине было просто непередаваемо тяжело.

Если в самом начале пути подкрадывались сомнения в том, что мы сможем совершить задуманное, то после того, как побывали на вершине Эльбруса, мы все поняли, что в жизни нет ничего невозможного. Никто не верил в наш успех, даже мы сами, особенно после того, как испортилась погода и даже опытные альпинисты отказались начинать восхождение. Но и мы, и наши проводники все-таки решили рискнуть и не пожалели.

Эльбрусу пришлась по вкусу наша смелость.

Как потом сказал наш проводник, случилось настоящее чудо – нас оставила непогода. Облака очень редко спускаются вниз, а тут нам мешали только гипоксия и сильный ветер. До седловины мы дошли без происшествий, даже головокружение и тошноту можно было терпеть.

Что доставляло много неприятностей – это упадок сил. Когда ноги плохо слушаются и каждый шаг дается с трудом, сердце колотится, тяжело дышать и слышен только хруст снега – ощущения не из приятных.

Наверху непроизвольно выступают слезы – от усталости или радости — поначалу не понять.

А потом приходит понимание того, что мы сделали это, достигли своей цели и взошли на Западную вершину Эльбруса – самую высокую вершину Европы!