Top.Mail.Ru

Восхождение на Эльбрус с севера

Всего в нашей команде тогда было пять человек. Как-то так получилось, что все мы смогли сдружиться. И это, конечно же, было отлично и давало надежду на успешное восхождение. Помню, что на поляну Эммануэля, с которой, собственно, все и начинается, мы смогли дойти примерно за три с лишним часа. Там же мы и поставили нашу палатку. На самой поляне есть так называемая гостиница (тоже палатки) и небольшое кафе. А неподалеку расположен серебряный источник. Именно там многие и набирают питьевую воду, а также при желании купаются. Некоторые предполагают, что этот источник является лечебным. Что касается температуры воды в нем, то она всего лишь пара градусов. Скажу, что именно с этой поляны я впервые и увидел во всей красе величественный Эльбрус.

Как только все мы зарегистрировались в МЧС, то тут же отправились спать. А уже на следующий день плановый выход в сторону штурмового лагеря Эльбруса. Итак, пятое августа 2013-го года вполне можно считать первым днем нашего восхождения на Эльбрус. Рано утром мы приняли решение идти с самой поляны Эммануэля в сторону верхнего лагеря. Сам штурмовой лагерь находится на высоте три тысячи восемьсот метров. У нас была цель – забросить часть снаряжения и еду. Подниматься необходимо через так называемый немецкий аэродром. Далее следует идти вверх на хребет, а потом уже на морену. Тогда у нас на дорогу ушло примерно три часа времени. Скажу, что сам штурмовой лагерь нас встретил не очень радужно. Тогда шел дождик и все поглотил густой туман. Мне тогда впервые посчастливилось увидеть невероятное зрелище – радугу на краях облака.

Итак, все мы оставляем одну палатку и забрасываем в нее снаряжение и продукты питания. Далее отправляемся назад в базовый лагерь. Скажу, что дорога назад оказалась не такой и простой и отняла не меньше сил, чем подъем. Ночевать тогда нам пришлось снова в базовом лагере на поляне Эммануэля. Порадовала тогда погода. Она и утром, и ночью была действительно идеальной. Так на небе не было на то время ни единого облака. И это дарило всем нам надежду на предстоящий успех. Уже на следующее утро все участники группы собрали свои вещи и отправились в штурмовой лагерь. На подъем тогда у нас ушло опять-таки четыре часа времени. Самой сложной и к тому же неприятно его частью вполне заслужено можно назвать морену. Так перед верхним лагерем всем нам пришлось идти по так называемой сыпухе и буквально прыгать по камням. Тогда мы видели людей, которые спускались вниз. Не очень люблю смотреть на них. У этих восходителей зачастую очень уставшие лица, о вместе с тем довольные. По их лицам понятно, что для них все трудности позади. А вот у нас все еще впереди – и неизвестность будет ли успех, и много сложностей и неприятностей. Но об этом лучше меньше думать. Ведь от того, что будем много думать, легче в пути не станет. И все же в горах лучше мыслить позитивно. Да что там в горах, всегда нужно мыслить позитивно! Уже на следующий день в наших планах была акклиматизация. Мы хотели выходить к скалам Ленца. Для этого нам необходима была веревка, поскольку тропа на скалы проходит через трещины. А к началу последнего летнего месяца они начали открываться и потому проходить эти места нужно исключительно в связке. Тогда нам действительно повезло найти хорошие две веревки в штурмовом лагере. Однако стоило это нам недешево. Так как мы изначально хотели ночевать на скалах Ленца, то решили взять с собой веревку на длительное время.

Вечером у меня разболелась голова. И понятно почему, ведь на то время наша группа находилась на высоте три тысячи восемьсот метров.

Итак, на следующий день мы отправились в сторону скал Ленца. Вместе с тем мы хотели выбрать местечко для нашей ночевки. Мы запланировали в самом начале там заночевать, а потом штурмовать со скал. И вправду нас тогда порадовала погода. Она была просто восхитительная. И в таком приподнятом настроении мы отправились в дорогу. Однако как только группа дошла до первого камня на скалах, погода тотчас начала портиться. На сам подъем у нас тогда ушло два с половиной часа. Интересно, что среднее время для подъема считается три с половиной часа (!). Вот такими быстрыми мы оказались.

А вот когда дошли до второго камня расположенного на высоте четыре тысячи пятьсот пятьдесят метров, погода совсем испортилась. Так как поднялась метель, мы решили спускаться.

После акклиматизации мы решили отказаться от ночевки на скалах Ленца и штурмовать просто-таки с верхнего лагеря. Именно так и поступает подавляющее число восходителей, которые поднимаются с северной стороны Эльбруса.

Уже следующий наш день нахождения в горах был совершенно свободным и потому у нас была отличная возможность хорошенько отдохнуть и пофотографировать лагерь. Скажу, что на то время палаток в лагере было немного. С самого штурмового лагеря очень хорошо просматриваются и одна, и вторая вершины красавца Эльбруса. Естественно, когда позволяет погода, а это бывает не так и часто. Стоит сказать, что погода здесь может меняться каждый час.

Тогда спать наша группа начала готовиться в шесть вечера по той причине, что подъем был запланирован на час ночи. Именно этой ночью мы и хотели попытаться взойти на вершину. Нам многие говорили, что на день нашего восхождения прогнозируется отличная погода. С таким позитивным настроем мы и отправились спать. Помню, что я проснулся немного раньше часа ночи. Погода на тот момент была какая-то мерзкая. Так никого не было видно, а во всех палатках светились фонари. Итак, мы приняли решение продолжать спать с той надеждой, что погода улучшится и нам таки повезет. Однако вскоре в нашу палатку пришел гид и сообщил, что пора вставать. И потому нам пришлось вставать и готовиться к восхождению. После непродолжительных сборов и завтрака все участники группы как один вышли на сам ледник, надели кошки, связались и в три часа утра вышли на маршрут восхождения на Эльбрус.

Никогда не забуду тот момент, когда мы проходили через трещины. Ведь именно тогда мне посчастливилось увидеть звезду. Скажу, что я немного был ошарашен и потому совершенно не успел загадать желание. Она падала так близко и так быстро. Это было нереальное зрелище. Такое можно увидеть исключительно в горах. Но если бы я успел тогда загадать желание, то это непременно было бы о хорошей погоде и успешном восхождении. Тогда все мы вышли можно сказать в числе последних, однако по пути нам удалось обогнать несколько групп. И уже через два с лишним часа нам удалось дойти до первого камня на скалах Ленца. На то время погода очень сильно ухудшилась. Так внезапно поднялась сильная метель и продолжать идти было просто нереально. К тому же был большой риск, так как не у всех наших участников с собой были ледорубы. Так первое же падение могло бы стать фатальным. На то время возле камня было немало людей. Примерно так человек пятнадцать. Все стояли в ожидании того, что погода все же улучшится, однако через десять минут некоторые восходители таки решили возвращаться с лагеря. Было понятно, что они решили отказаться от восхождения. А были и такие группы, которые повернули обратно даже не дойдя до камня. Примерно через полчаса ожидания я почувствовал как я начинаю замерзать. И потому нужно было принимать решение.

На то время практически все приняли решение пойти вниз. Но были в наших рядах и смельчаки, которые не испугались вызова погоды и таки со своим гидом отправились наверх. Так на тот момент возле камня оставались стоять мы и еще пять человек с другой группы. Тогда очень не хотелось отказываться от своей мечты. Но в то же время не было желания бросаться в неизвестность, ведь погодные условия и вправду были суровые. Итак, мы приняли решение подождать еще полчасика. А вдруг повезет. Так со временем выглянуло солнышко и стало можно сказать легче. Но ветер оставался сильным и потому мы приняли решение таки спускаться. Так как у нас в запасе было еще три дня, то мы решили сделать еще одну попытку взойти на Эльбрус. И планировали попробовать подняться на вершину уже на следующую ночь. Однако все получилось не так как планировалось. Я сделал попытку выйти из так называемого укрытия на тропинку. Тогда было ощущение, что подниматься вверх не составит особого труда. А один из наших попутчиков и вовсе тогда не понял, что мы приняли решение спускаться вниз и изо всех сил что называется ломанулся вверх. Потому и мы все пошли вверх. Тогда мы, конечно же, шли не спеша, делая немного остановок. Спустя некоторое время погода улучшилась. Так небо прояснилось, зато ветер не хотел успокаиваться. Так как на то время тропинка не просматривалась совершенно, то шли мы что называется наугад. Нам на тот момент и вправду несказанно повезло, так как фирн был довольно-таки жестким. Потому-то ноги и не проваливались в снег. Примерно через полтора часика мы возле камней увидели одну группу. Это, как выяснилось позже, были американцы. Мы отправились к ним. В половине девятого мы уже были на высоте пять тысяч метров. Там мы укрылись от непогоды за огромным камнем. И с удовольствием выпили по чашечке чая. Спустя непродолжительное время нам удалось догнать американцев возле скал Ленца. На высоте пять тысяч двести метров идет некая развилка на седловину горы Эльбрус, либо на восточную вершину. Погода снова начала шалить. Так сильно упала видимость и усилился ветер. Скажу, что на то время мы не могли увидеть ни вершину, ни вообще что-либо, кроме камня. И вот нам опять нужно было принимать решение. Гид нам тогда сказал, что вершина где-то там и ткнул пальцем в пустоту. Мы и только мы должны были принять решение продолжать подъем или же отказаться от сумасшедшей затеи. Лично мне тогда вспомнились рассказы о том, что в условиях непогоды иногда погибают даже опытные альпинисты. И потому я был готов свернуть сразу же. Конечно, обидно было это делать не дойдя до вершины каких-то четыреста метров. Недолго думая, мы таки приняли решение продолжать путь вверх. И главным аргументом на то время для нас было наличие навигатора. В случае такой необходимости мы смогли бы отыскать обратную дорогу. Тогда одному из наших альпинистов стало плохо и его увели вниз. Мы же продолжали свой непростой путь на вершину. Казалось, осталось совсем немножко и очень скоро мы будем победителями.

На то время нам приходилось продолжать свой путь в полнейшей пустоте. Так видимость на то время была всего лишь пара метров. Мы изо всех сил старались подниматься вверх делая при этом максимальный уклон поверхности купола. Передвигались мы тогда, разумеется, в медленном темпе. Одним из первых шел Алексей и ее было сложнее остальных. Именно ему нужно было пробивать свежую тропу в снежном покрове. А это не так и просто, а уж тем более, если учесть, что у тебя за плечами огромный рюкзак. Отдыхали все чаще, однако сильную усталость на то время я не чувствовал. Единственное – была нехватка воздуха. Высоту мы набирали довольно-таки медленно, а я все с надеждой смотрел на прибор, но вершина не спешила к нам приближаться. Скажу, что тогда самым сложным для меня лично показался подъем по куполу в тумане, а также отсутствие видимости. Спустя непродолжительное время нашей группе таки удалось выйти на каменную гряду. Тропинка не просматривалась и потому было совершенно непонятно куда же идти. Так мы приняли решение идти в ту сторону, где, собственно, виднелась самая высокая точка каменной гряды. Еще несколько неустойчивых шагов и вот наконец мы ее видим – восточную вершину Эльбруса! Хоть не так и просто но мы победили, мы это сделали! Тогда на вершине мы пробыли примерно полчаса времени. Затем отправились вниз. Здесь уже мы использовали навигатор, так как без него и вправду было бы непросто найти дорожку. А как только оказались на старой тропе, то далее было что называется «дело техники», просто передвигать ногами. Когда спускались, то встретили нескольких наших знакомых восходителей. Как оказалось, они поднимаются вверх. Видимость на то время была очень плохой и они у нас поинтересовались куда спускаться. Им было хуже, чем нам, так как у них не было специального прибора. Мы их предупредили, что подниматься без специального прибора действительно очень рискованно. Однако они нам в ответ сказали, что они не бояться сложностей и потому обязательно достигнут поставленных целей.

Как только мы спустились на высоту пять тысяч двести метров, то встретили американцев. Так мы поздоровались с ними и поздравили друг друга. И мы отправились дальше. Туман понемногу начал рассеиваться и даже показалось солнышко. Когда мы спускались по куполу, то одному из наших восходителей стало плохо. Потому наш спуск немного замедлился. Но известно, что в горах спускаться нужно как можно скорее. При этом делать необходимо по возможности немного остановок. Когда наша группа спустилась на высоту четыре тысячи восемьсот метров, то мы решили сделать привал. Так мы вскипятили чай  и немного отогрелись. Мне же тогда очень хотелось запечатлить всю ту красоту, что нас окружала. Так я не удержался и принялся фотографировать все своим фотоаппаратом. Так мы немного отдохнули и снова отправились в дорогу. Ближе к четырем часам дня мы спустились в лагерь. Когда шли, то я даже умудрился одной ногой провалиться в небольшую трещину. Но вторая нога меня тогда выручила и все, к счастью, обошлось. Это говорит о том, что даже на спуске не стоит расслабляться. Тогда у нас на штурм ушло примерно тринадцать часов времени, не меньше. Из них девять с половиной часа на подъем, полчаса на вершине горы и часа три ушло на спуск. Скажу, что это очень даже неплохой результат. То есть это время выше среднего, но все же опытные альпинисты ходят куда быстрее.

Тогда с нашей группы смогли подняться практически все. При том трое из наших восходителей были первый раз в горах. Скажу, что лично для меня восхождение на Эльбрус показалось легче, чем я предполагал. Так я начитался разных отчетов и думал, что вряд ли смогу дойти. Но реальность оказалась другой.

Когда спустились вниз, то я чувствовал усталость. Но это не была какая-то бешеная физическая усталость, какую может чувствовать альпинист в горах. Мне и вправду повезло, так как горная болезнь меня практически миновала, что е могло не радовать. Даже не знаю, что больше мне помогло – прошлый опыт восхождений или же моя подготовка. Хотя, скорее всего, сыграло немаловажную роль и то, и другое. Одно могу сказать – восхождение на Эльбрус прибавило мне оптимизма и сил. Уже на следующий день нам посчастливилось спуститься на поляну Эммануэля в базовый лагерь. Как только поставили свои палатки, тотчас отправились в кафе. Очень хотелось нормально покушать хотя бы раз за последнее время.