Весеннее восхождение на Эльбрус с Севера

Однажды шли мы с клиентами в мае на Эльбрус. Конечно, радовал тот факт, что клиенты весьма довольны и идут бодро. Однако время от времени в подсознание приходила мысль о том, что если они и дальше будут путешествовать в таком же темпе, то, скорее всего, они нас попросту загонит.

Не составило труда найти целую дорогу, которая переходит в самую обычную тропу. Совсем скоро также незаметно после очередного снежника тропа неизвестно куда исчезла.

Поскольку потеряться нам некуда, двигаемся траверсом по склону. По той причине, что за день снег прогрелся, иногда даже проваливаемся по пояс. Где-то через полтора часа уже видна тропа. Она ниже нас. Это здорово, что не выше. Мы спускаемся на нее и уже намного быстрее двигаемся по направлению к цели нашего первого дня кордону Джылы – Су. На самом кордоне оказываемся приблизительно в семь вечера. У всех нас какое-то странное состояние. Усталость в сочетании с эйфорией, ведь вот оно начало первого в сезоне восхождения на Эльбрус.

Итак, мы достигли цели первого дня. Ее цена равна пяти часам ходьбы.

Приятно, что на кордоне нас ждал такой теплый и радужный прием. Нас ждали с горячим ароматным чаем. Именно в это время здесь находились представители администрации комплекса. Очень вкусный ужин, чай и, конечно же, интересное общение – все это подарило каждому из нас отличное настроение. Даже погода казалась намного лучше, и это притом, что снега к вечеру стало намного больше.

Утром нас ждала такая «зимняя картина» — 20 сантиметров снега, низкая облачность, вершины Эльбруса закрыты полностью. Всего 2 часа и мы уже возле «аэродрома». Вокруг облака. Снег не перестает идти. К тому же видимость равна ста метрам.

Сомневаюсь, что по такой погоде сможем пойти наверх в хижину. Надеемся только на внезапную смену погоды. Ближе к вечеру погода становится еще призрачнее. Итак, второй наш день на Эльбрусе с севера закончился в тумане.

Третий день у нас начинается довольно-таки оптимистично. Про погоду — достаточно ясно. Коллективно принимаем решение выходить наверх в хижину. Восхождение на Эльбрус не терпится совершить!

И погода, и толщина снежного покрова до высоты 3000 метров можно назвать довольно-таки приемлемыми. Поднимаемся выше и оказываемся в облаках, идем в настоящем «белом» киселе. Скажу честно, если бы шел здесь впервые, наверняка, заблудился бы.

А вот выше верхнего плато на морене, которая выводит под взлет к хижине, если можно так сказать пафоса становится больше. Так снег становится все глубже, а вот камни крупнее.

По дороге к хижине мы уже ползем с камня на камень. При этом каждый из нас по пояс в снегу. Позади десять часов ходьбы. У всех нас терпение просто на пределе. И когда же всему этому конец? До хижины еще метров 150. Силы уже на исходе. Удивительно как мы еще идем.

Такое впечатление, будто на эти метры уже нет никаких сил. Рюкзак оставляю под камнем. Сейчас стараюсь не думать о том, что позже за рюкзаком нужно будет вернуться. И вот я возле хижины. Откапываю дверь и получаю подарок от Эльбруса – в тамбуре также полно снега. Копаю и вот вход свободен! Какая радость охватывает! Я уже в хижине! Настолько приятно развалиться на нарах и просто расслабиться. Я не забуду про свой рюкзак и принесу его через час. А вот и мои попутчики. Устраиваем чаепитие и подводим итоги прошедшего дня. Итак, если летом подобная дорога заняла бы не более шести часов, то в тумане и по снегу на такой маршрут уходит 11 часов времени.

Все очень уставшие, хотя никто этого не показывает. Сможем ли преодолеть совершить само восхождение? Приятно думать о том, что завтра весь день будем отдыхать. Сейчас же пьем горячий чай.

Мы уже не такие напряженные. Главное – запастись терпением и не забывать, что абсолютно все когда-нибудь заканчивается и непогода в том числе.

Отдыхаем мы не день, а целых два дня. Причина тому – непогода. На улицу если и выходим, то либо по нужде, либо для того, чтобы откинуть снег от двери.

Уже обжились в хижине. В буржуйке вовсю трещат дрова. Как никогда ждем хорошую погоду. Но Эльбрус все так же показывает свой непростой характер. Очень сильно метет.

За 2 дня смогли хорошенько отдохнуть и прийти в себя.

Уже шестого мая погода нас приятно радует. На улице спокойно и совершенно не метет как прежде.

И вот мы видим прекрасный Эльбрус. Он стоит перед нами во всей своей невероятной красоте. Охватывает смешанное чувство робости и преклонения. Оптимистично собираемся и выходим, чтобы как можно быстрее акклиматизироваться. Быстро и довольно-таки легко оказываемся на высоте более 4-х тысяч метров. Настроение отличное, не жалуемся и на самочувствие, продолжаем восхождение.

Внизу видим пролетающий вертолет. Он на рыжей морене высаживает фрирайдеров. Кататься по такой погоде – настоящее удовольствие. Позже они уезжают к «аэродрому». Пришло время и нам отправиться вниз. Известно, что весной Эльбрус очень капризный. Будешь медлить, мгновенно закутает в туман и заметет все следы. Более того, если захочет и вовсе заметет в своем снежном царстве.

Далее спускаемся по направлению к хижине. Ласковое весеннее солнышко все так же припекает. Продолжаем нежиться в его лучах. Захотелось немного отдохнуть и выпить киселя. Все рады, что поставленная задача дня полностью выполнена.

Следующее утро уж точно никого не порадовало. На улице очень метет. День отдыха проводим в хижине.

Восьмого мая запланировали восхождение на Эльбрус. Однако на высоте 4200 метров высшая точка Европы пресекает все наши попытки. Приходится возвращаться. Нет никаких шансов. Идет снег, ветер становится еще сильнее, видимость равна нолю. Метет с еще большей силой.

Девятого мая также погода оставляет желать лучшего. Эльбрус практически невиден. Так вершины скрылись за шапкой облака. Однако шансы остаются, но только в том случае, если в течении дня вершины будут видны.

На высоте более 4000 метров ветер достигает чуть ли не ураганной силы. Навстречу нам летят массы снежной крупы, которая достаточно больно сечет лицо. Кажется, просто нереально пробиться через эту смесь снежной крупы. Некоторое время взвешиваем все за и против и в итоге принимаем решение вернуться назад и попробовать сходить на Эльбрус в следующий раз.

Десятого мая все в восторге. Погода действительно чудесная. Пытаемся выйти на штурм и в этот раз наши попытки оказываются успешными. Наконец-то виден кратер Восточной вершины Эльбруса. Ветер слабый и достаточно ясно. Видимость превосходная. Пробуем обойти всю вершину. Затем фотографируем панораму. У нас уходит более часа времени. Отправляемся домой.

Возле хижины нас встречают с горячим чаем. Так приятно.

Собой мы довольны. Два хороших ясных дня и железное терпение помогли нам достичь поставленной цели – взойти на Эльбрус.

На следующий день у нас новая задача – спуститься на кордон Джылысу. На кордоне мы решаем переночевать. Утром возвращаемся в Кисловодск.

Когда вернулись в Кисловодск, то испытали странное чувство, словно, вернулись из совершенно иного мира.

После такого удивительного и непростого восхождения на Эльбрус еще долгое время остается непередаваемое чувство восторга.