Попытка взойти на Эльбрус с севера. Часть вторая

Таким образом, мы решили устроиться под одним из таких грибов на привале. Слегка перекусили тем, что у нас на то время было с собой. Погода стала понемногу улучшаться и даже из-за туч выглянуло солнышко. Потом мы просто нежились, лежали на земле и наслаждались теплом солнечных лучей. Потом уже был сам спуск с грибов, базовый лагерь, различные бытовые дела, стирка, приготовление еды, ужин и, собственно, сон. В этот день у меня было очень плохое самочувствие. Так меня то и дело мучил желудок. Немного подташнивало и были спазмы. Кроме того, совершенно отсутствовал аппетит. Еду в себя с трудом запихивал. Скорее всего, меня атаковала горная болезнь. Однако на то время мы были на высоте две с половиной тысяч метров. Я думал не рано ли для горной болезни? Хотя, может, причины моего недомогания были и в чем-то другом. Как только я выпил аскорбинку, спустя некоторое время мое состояние намного улучшилось и я снова почувствовал радость жизни. Забегая немного наперед хочу сказать, что в дальнейшем ни малейших симптомов горной болезни я у себя так и не обнаружил.

Что касается выводов этого дня, то прежде всего хочется сказать, что в такого рода поездках здорово было бы иметь несколько пар ботинок. Так у вас непременно должны быть легкие гортексовые для акклиматизационных выходов, а также тяжелые с гортексом, либо без него, однако пригодные для более длительного пребывания на сильном холоде. Так уже вышло, что у меня тогда были только средние. В них я и проходил акклиматизацию, а также восходил на саму вершину. Все проходило отлчно и я таки не обморозился, но все же с сушкой одних-единственных ботинок мне тогда пришлось возиться.

Хочу сказать, что аскорбинкой действительно не стоит пренебрегать. Одна такая таблетка для взрослого человека – очень хорошо. Также не могу не сказать, что способна отлично поднимать настроение янтарная кислота. Непременно берите с собой в дорогу вспенные подпопник. На нем отлично отдыхать. Просто замечательная вещь в дороге! Что касается лично меня, то я тогда садился на свой рюкзак. Но это плохой выход из ситуации, так как в итоге есть вероятность того, что вы раздавите какие-то вещи в своем рюкзаке.

Уже на третий день нашего пребывания в горах была запланирована заброска нашей провизии, а также таких вещей как ледоруб, кошки и другого важного в горах снаряжения. Как только позавтракали, отправились на высоту три тысячи восемьсот метров. Однако это не те три тысячи восемьсот метров, через которые принято ходить северным восходителям. Мы решили идти тропой, которой в целом и нет. Хочу заметить, что следов людей на нашем маршруте совершенно не было. И только редкие башенки из камней давали нам понять, что мы идем правильно. Наш гид отлично знал тропу и потому не было и, собственно, не могло быть каких-либо сомнений. Она проходит по действительно волшебным местам. Так она стартует действительно крутым подъемом от самого базового лагеря, а затем уходит в направлении северо-восточного склона самого красавца Эльбруса. Зеленые травянистые склоны очень быстро заканчиваются и начинаются следы некой вулканической активности. Также здесь присутствуют разломанные в мелкую крошку горные породы. Аж до высоты три тысячи триста – три тысячи четыреста метров можно увидеть обильные насаждения ромашек. Это и вправду невероятно красиво! Как говорится, глаз радуется! А оазисы здесь то и дело сменяются сухими и, кажется, совершенно безжизненными моренами. Итак, нам таки удалось выйти на гребень. Уже с левой стороны от него мы смогли увидеть пик Калицкого, а также часть Кавказского хребта и ледниковую реку. Уже с правой стороны пейзажи то и дело сменивались каждый километр. Так по дороге мы смогли вдосталь налюбоваться очень красивым лазурным кратерным озером. Они в дни наших первых подъемов так и не наполнилось водой. А вот в день нашего восхождения мы таки смогли увидеть, что озеро наполнилось водой. Но все это будет позже. Пока мы продолжаем идти на высоту. Скажу, что где-то после отметки три тысячи четыреста метров стало идти совсем непросто. Так сказывалось отсутствие акклиматизации. И при том наша тропа начала очень отличаться от предыдущей более прогулочного типа. Скажу без преувеличения, что на высоту три тысячи восемьсот метров мы вышли что называется на морально-волевых качествах. Были очень сильно измотанными. Под камни спрятали всю принесенную с собой еду, а также ледорубы и кошки и принялись ждать всех остальных наших попутчиков. Они решили идти иным маршрутом. Пока их ждали даже успели немного поспать.

Не могу не рассказать и про то, что на высоте три тысячи метров можно встретить живые и невероятно яркие уголки природы. Тогда все мы были в самом настоящем восторге от моха, который то и дело пружинил под нашими ногами и порой создавалось какое-то невероятное чувство невесомости. На таком мохе совершенно не остается каких-либо следов. Также хочется рассказать и про местных животных. Так на высоте две тысячи восемьсот метров и немного ниже можно увидеть пасущихся коров. При том самих коров здесь и вправду немало. Как только мы спустились на пятьдесят метров, то вышли из града и отправились дальше. Так как наши рюкзаки были на тот момент намного легче, то и шлось теперь куда легче. Порой по сыпучим склонам и вовсе было желание бежать словно на лыжах. Затем опять опустился туман и мы начали блуждать. Однако в итоге таки смогли выйти в базовый лагерь. Потом поужинали и легли спать. Что именно в то время я на личном опыте опробовал технологию сушки вещей в спальном мешке. Недосушенное термобелье тогда я положил себе на ноги. А ближе к утру все и вправду было сухим. Уже на следующее утро мы должны были собрать свои палатки и отправляться в сторону штурмового лагеря, а именно – на нашу морену. Делая выводы относительно третьего нашего дня пребывания в горах, хочется сказать, что если вы собираетесь идти в горы, то ни в коем случае не действуйте в одиночку. Обязательно отправляйтесь с гидом. При этом не пренебрегайте лишним выходом на высоту. Помните, что в горах не должно быть место для вашей лени и страха. Скажу с полной уверенностью, что все мы тогда прошли отличную акклиматизацию. Что касается лично меня, то после той тошноты я ни разу не почувствовал себя плохо на высоте. Так и аппетит у меня был превосходный, и настроение отличное и физическая форма лучше всех! Данный позитивный настрой решила скорректировать высота пять тысяч шестьсот двадцать один метр. Но даже и такая внушительная высота не отнимала у нас задорного настроения и потому мы продолжали шутить и радоваться жизни.

Впереди нас ждал выход к скалам Ленца, а также штурм вершины. Нагруженные огромными рюкзаками мы продолжали идти, делая шаг за шагом, в едином ритме. Не могу не сказать пару слов, собственно, про сам ритм ходьбы. Так на равнине я никогда не придерживался одного ровного темпа. Лично мне всегда намного комфортнее было идти в быстро темпе. Либо и вовсе порой поднимался пробежками. Сейчас же я таки решил попробовать идти что называется нога в ногу с впереди идущим восходителем. Скажу, что в таком хождении и вправду есть нечто особенное. Так как отсутствовали какие-либо рывки и остановки, то и настроение было отличное. А настрой всегда очень хорошо влияет на успех промежуточных восхождений. Скажу про себя, что я очень не люблю идти монотонно. Так мне всегда важно идти делая то шаг влево, то шаг вправо. А еще отлично немного пробежать вперед и вверх. Хорошо, если смогу сфотографировать впереди идущую группу. И потому мне в психологическом плане и вправду непросто подниматься на гору. Так у меня то и дело сказывается нетерпение. Скажу, что я вообще никогда не любил ходить в группах, так как волей-неволей приходится подстраиваться под общий ритм. Мы шли тогда по северо-восточной тропе. Стоит отметить, что по ней действительно очень редко ходят люди. Она имеет несколько действительно непростых участков.