Почему горы так нас притягивают? Часть третья

Так подошвы на обоих ботинках лопнули. Было понятно, что подниматься в такой обуви просто нереально. И потому была такая необходимость брать ботинки напрокат. А покупать нормальную альпинистскую обув на один раз не было такой возможности. Уже на следующее утро за нами должна была приехать газель. Именно она и должна нас забросить к подножию Эльбруса. Мы с удовольствием погружаемся в газель. А на пути решили оставить с целью хранения ненужные нам вещи. А в прокате я тогда взял ботинки. Они были качественными и при том недорогими. И позже я таки убедился в правильности своего выбора. Они и вправду мне облегчили восхождение. Скажу, что хорошая обувь важна не только как физическая составляющая, а и как психологическая составляющая они также немаловажны. Таким образом, ты становишься более уверенным в собственной экипировке и своей цели как такой. Уже на подъемнике мы смогли подняться к станции «Мир», которая находится на высоте три тысячи пятьсот метров. Здесь было мокро, холодно и при этом дул сильный ветер. Температура воздуха плюс пять. Надеваем теплые вещи. И все же здорово, что у нас их было немало. А на всех тех, кто сюда поднялся с той целью, чтобы прокатиться на подъемнике действительно было что называется жалко смотреть. Так резкий подъем на высоту, моросящий дождь и отсутствие специальной теплой одежды превратили этих восходителей в самых настоящих мучеников. Так многие едва выходили из Дания канатки, делали несколько снимков и тотчас возвращались греться. Наша дорога пролегала еще выше. Итак по кресельной канатке поднимаемся еще выше. И вот мы на высоте три тысячи восемьсот семьдесят метров. А дальше уже пешком. Разумеется, вполне можно подниматься и на ратраке. Это такая специальная машина на гусеничном ходу, которую принято использовать с целью подготовки горнолыжных трасс. Однако лично я считаю, что это совершенно неспортивно. Мы приняли решение подниматься пешком на высоту четыре тысячи двести метров. Это и будет наш базовый лагерь. Именно отсюда нам и предстоит выходить на штурм вершины Эльбруса. На своем пути переходим «Бочки». Это такой популярный лагерь для альпинистов, который собой представляет больших размеров бочки. Здесь есть четыре кровати и небольшой стол. В них размещаются, если есть такая необходимость провести акклиматизацию на горе. Кстати говоря, и на старт штурма можно выходить отсюда. Хотя стоит заметить что если идти пешком, то действительно далеко. А вот на ратраке вполне хорошо. Однако нам уже приходилось быть на такой высоте. Нам необходимо идти выше. На высоте четыре тысячи сто метров есть остатки сгоревшей высокогорной гостиницы «Приют 11». Остановиться мы тогда решили на скальной гряде, которая образовалась здесь после прохождения лавового потока. Место действительно очень хорошее и защищенное от ветра. Смущал меня тогда только нависающий над нашей палаткой камень. Я его принялся осматривать со всех сторон, чтобы убедиться, что для нас он безопасен. Вроде как вполне приличный и безопасный, но вместе с тем весь в трещинах. А немного ниже стоянки я и овсе увидел недавно отколовшийся от него кусок.

Скажу, что ночью совершенно не спалось. На высоте вообще плохо засыпается и сон какой-то поверхностный. Такое уже влияние высоты. Чем выше поднимаешься, тем меньше давление. И значит, содержание кислорода в воздухе снижается. В самом начале организм пытается с его нехваткой с помощью учащенного дыхания. Так возрастает частота сердечных сокращений и появляется одышка. И если мы начнем подниматься выше, то этого будет недостаточно. В организме должны произойти более глубокие изменения. Так более глубокую акклиматизацию можно получить когда находишься на высоте а протяжении трех недель. В том случае, если решите набирать высоту очень быстро, то может развиться горная болезнь. Среди ее частых симптомов – головная боль, тошнота, нарушение сна, перепады настроения, потеря аппетита, повышение температуры и другие менее приятные состояния организма. Уже на следующий день в наших планах был выход к скалам Пастухова. Это некая каменная гряда, которую назвали в честь русского топографа, альпиниста и геодезиста. Интересно, что нижний край скал расположен на высоте четыре тысячи шестьсот метров, а верхний – четыре тысячи восемьсот метров. Скажу, что в техническом плане подниматься на скалы несложно. Однако такой подъем является действительно важным для прохождения акклиматизации перед штурмом вершины. Итак, в последний раз поверяем себя и свое снаряжение. Перед тем как выходить решаем надеть кошки. Учимся в них ходить. Завтра такие умения нам смогут пригодиться. К скалам доходим и вправду легко и быстро. Погода просто отличная. Не знаем долго ли еще погода будет нас радовать? Она и так уже последние недели балует восходителей на Эльбрус. Когда-то это все же закончится. И вот уже на небе начинают появляться облачка. Они и являются предвестниками плохой погоды. Завтра нужно непременно попробовать осуществить подъем на гору. Думаем, что второго такого шанса у нас не будет. Мы оперативно фотографируемся на скалах и начинаем спускаться в палатки. Снег мокрый. А под талым снегом можно слышать как журчат ручьи. Стареемся их максимально аккуратно обойти. И пусть у нас непромокаемая обувь, все же приходится осторожничать. Дело в том, что потом такую обувь будет непросто просушить.

Один из наших попутчиков отправился в лагерь, а мы пошли к соседней скальной гряде. Там нам еще не приходилось бывать. Мы то понимаем что лучше привыкнуть к высоте поможет движение, а не сидение на месте. При том двигаться лучше не быстро, без резких нагрузок и постоянно.

Итак,мы погуляли примерно с часик и тоже отправились к палатке. Необходимо ужинать, а также готовиться к нашему завтрашнему восхождению. А значит, есть такая необходимость как можно раньше пойти готовиться ко сну. Штурмовать вершину выходят около трех часов ночи. На подъем, как правило, уходит восемь-десять часов. А уже в час дня независимо от того успел дойти до вершины или же нет нужно возвращаться. Пока светло необходимо вернуться обратно в лагерь. Холодной ночевки никак нельзя допускать. Так принято называть ночевку без спальника и палатки. Дело в том, что мы отправляемся что называется налегке и с собой для хорошего отдыха ничего не берем. Только ледоруб, термос с горячим чаем. В качестве перекуса горстка орешек и сухофрукты. А еще с собой есть запасные перчатки и курточка. Ложимся спать. Однако в эту ночь мне совершенно не спится. Понимаю, что необходимо постараться уснуть, так как тогда мне подниматься на вершину будет намного легче. Но все же сон как специально не идет и все здесь. В голову лезет множество разных мыслей. Как нас встретит гора? Какой будет погода? И еще множество разных других вопросов. При том они как важные, так и не очень. Я старался их что называется хорошенько обдумать и даже пропустить через себя. А со временем я таки смог понять, что злую шутку с нами играет сама гора. Так одним из симптомов является именно плохой сон. Однако я понимаю, что мысли нужно гнать от себя, а важно успокоиться и сделать все возможное для того, чтобы уснуть. Тогда я подумал, что, может, все же принять таблетку с моей аптечки. Но потом таки решил постараться уснуть без лекарств. Так для себя подумал, что если через полчасика так и не смогу уснуть, тогда обязательно приму. А пока можно просто лежать и считать баранов. При том не обычных, а именно горных. И так совершенно незаметно начинаю что называется проваливаться в самый настоящий сон. А примерно в десять вечера отчетливо слышу гул.