Об этом я мечтал давно

Не стану скрывать, что я как и многие другие восходители про Эльбрус мечтал не один год. Почему именно эта гора? Наверное, по той причине, что в техническом плане она является не очень сложной и доступной даже для начинающих альпинистов. И к тому же это наивысшая точка Европы, а сказать кому-нибудь про то, я смог взойти на самую высокую точку Европы – это, согласитесь, действительно круто. И потому мое желание покорить вершину именно этой горы было сильным. Как говорится, к этому я долго шел… Моя подготовка началась с обработки всевозможной информации по данному вопросу. Так я немало перечитал различных отчетов и что называется вооружился по полной программе. Хочется заметить, что важно читать не один, а действительно несколько отчетов, чем больше, тем лучше. Ведь каждый рассказ – это опыт одного человека, которому посчастливилось побывать в горах. А как известно реакция каждого организма на высоту может быть разной. Один себя почувствует нормально и на высоте четыре тысячи метров, а другому станет плохо на двух с половиной тысячах.

Следующим шагом была физическая подготовка. Признаюсь, что я немало читал про то как следует готовиться к восхождению. В итоге вывел нечто среднее. Важно, чтобы такая подготовка к восхождению была для вас приемлемой. Но отказываться от нее по причине того, что вы не любите спорт и физические нагрузки нельзя. Ведь таким образом вы увеличиваете собственные шансы на успешное восхождение. Итак, в чем, собственно, была лично моя подготовка к восхождению? Она в себя включала и бег на длинные дистанции, и подъем на последние этажи многоэтажек. Особенно второе как по мне является отличной подготовкой к восхождению. Ведь придется именно подниматься, не бегать и не прыгать. При том поднимаясь на верхние этажи важно каждый раз увеличивать свой рюкзак. И пусть сейчас будет непросто, зато потом в горах станет намного легче и будете еще себя благодарить за такую подготовку. Готовясь к восхождению, вы тем самым должны тренировать свой организм и на выносливость. Важно сказать, что подготовка к восхождению на Эльбрус непременно должна в себя включать и моральный настрой, то есть психологическую подготовку. Так важно понимать, что в горах вам порой будет действительно непросто. Иногда захочетяс развернуться, все бросить и спускаться вниз. Но при этом важно помнить о своей мечте и цели ради чего вы сюда приехали. Чтобы настроиться на поход, опять-таки нужно много читать отзывов, смотреть видео, а потом просто закройте глаза и представьте себя там. Как вам? Все нормально? Сможете? Хотите таки рискнуть? Если действительно чувствуете в себе силы и хотите рискнуть, тогда обязательно попробуйте подняться на вершину Эльбруса.

Вот так и мне тогда казалось, что чувствую в себе силы взойти на эту гору. Я подготовился максимально по возможности и отправился вслед за мечтой.

В первый день была встреча на железнодорожном вокзале в Минеральных Водах. Затем все мы отправились на поляну Чегет и заселились в одной из местных гостиниц. Скажу, что там мне действительно очень понравилось. А вот в кафе можно было очень хорошо покушать и даже самим приготовить вкусный шашлык. Еще не могу не сказать про то, что первая встреча с группой меня действительно очень порадовала. Все ребята оказались просто отличными. Такие позитивные и жизнерадостные. По крайней мере, такими они мне показались на первый взгляд. А это и вправду немаловажно иметь возле себя надежное плечо. Ведь отправляться в горы – это всегда риск, и ты не знаешь какие люди будут идти с тобой.

Уже на второй день у нас был запланирован акклиматизационный выход к обсерватории на высоту три тысячи триста метров. Сам маршрут тогда начинался от здания спасателей в поселке Терскол. Нам пришлось подниматься по дороге, которая шла серпантином через лес. Мы проходили мимо красивых скал и водопада и в итоге вышли к обсерватории. Если все также продолжать идти к восточной вершине, то можно увидеть в небольшой седловине сто пятый пике. Именно оттуда альпинисты восходили, когда еще не было канатных дорог.

На третий день у нас был запланирован акклиматизационный выход на Чегет. Хочется заметить, что полное название горы – Азау Гитче Чегет Карабаши. Еще до старта маршрута есть такая возможность подняться пешком, либо как вариант на канатно-кресельной дороге к местному кафе и потом уже к метеостанции. Сам подъем идет вдоль, а также по скальному гребню, который зимой заснеженный. В том случае, если группа хорошо подготовлена, то можно попробовать подняться на вершину Малый Донгузорун по Восточному гребню через гору Чегет. Собственно, так мы и поступили. А вечером мы вернулись в гостиницу.

Уже на четвертый день нашего пребывания в горах мы должны были подняться к Приюту на высоту более четыре тысяч метров. Рано утром вся группа вышла в сторону поселка Азау. Интересно, что он находится примерно в трех километрах от самой поляны Чегет. Мы поднимались по канатной дороги к станции «Мир» на высоту три тысячи пятьсот метров. Уже к приюту маршрут идет мимо приюта «Гарабаши» или «Бочек» как его часто называют сами альпинисты. Идти приходилось исключительно по маркерам. При этом мы придерживались левой стороны по ходу движения. Сам приют собой представляет утепленные домики-вагончики на левой скальной гряде неподалеку Приюта-11. А вот правая скальная гряда – это Скалы Спасателей. Напротив Приюта расположена высокогорная база. Как только перекусили и немного отдохнули, отправились наверх к концу скальной гряды к отметке четыре тысячи четыреста тридцать метров. Вечером все мы вернулись в Приют.

Пятый день нахождения в высокогорье нам подготовил подъем к скалам Пастухова. Итак, сутра пораньше адеваем все необходимое альпинистское снаряжение и уже в кошках отправляемся в сторону скал Пастухова. Сам подъем идет между двух скальных гряд. Уже после отметки четыре тысячи четыреста тридцать метров стартует подъем на второе ледовое поле вершины. Продолжаем идти по маркерам. Проходим это ледовое поле. Сами скалы Пастухова у отметки четыре тысячи пятьсот пятьдесят метров решаем обойти слева и при этом поднимаемся на их скально-ледовую полку. А это уже отметка четыре тысячи шестьсот двадцать метров. В летний период здесь можно поставить палатки. От самих скал Пастухова стартует подъем на снежно-ледовую полку траверса восточной вершины. Как только мы смогли взойти на высоту четыре тысячи восемьсот метров, то решили вернуться к началу скал и при этом провести цикл снежно-ледовых занятий. А это и приемы самозадержания во время срывов на льду и фирне, а также самостраховка с помощью ледоруба и специальных ледорубных крючьев и многое другое. Во второй половине дня группа вернулась в приют.

Уже на шестой день у нас была плановая подготовка к восхождению на Эльбрус. Итак, рано утром все мы вышли на второй цикл наших снежно-ледовых занятий. Стоит отметить, что склон над приютом имеет точно такую же крутизну, как и склон вершины Эльбруса. Мы принимаемся отрабатывать организацию перил на разных типах рельефа, а также движение по ним и одновременное движение в связках по ледовому склону. А после обеда отдыхаем перед восхождением.

Уже на следующий день у нас было то самое важнейшее восхождение, собственно то, ради чего мы сюда приехали. Итак, ночью мы собираемся, берем все необходимое в дорогу и при свете налобных фонариков выходим на восхождение. Нам уже хорошо знаком подъем к скалам Пастухова. От самих скал начинается движение вверх в направлении среднего контрфорса. Идти приходится по маркерам. Мы стараемся максимально соблюдать все необходимые меры предосторожности. Уже на высоте пять тысяч сто двенадцать метров стартует траверс восточной вершины. Продолжаем идти по снежно-ледовой полке в сторону скального зуба. Сам зуб принимаемся обходить сверху. Уже после прохождения того самого скального зуба идет траверс восточной вершины вправо. Это отметка пять тысяч триста восемьдесят метров. Потом придерживаемся склона восточной вершины спускаемся на седловину горы. Продолжаем идти по маркерам. Далее стартует довольно-таки крутой подъем в сторону Юго-Западной вершины. Мы не выходя к ней в верхней части склона решаем сделать траверс вправо через скальной гребень. В итоге мы оказываемся на плече Юго-Западной вершины. От начала скального гребня и до выхода на плечо организовываем перила и тщательно страхуемся. Под скальным контрфорсом можно увидеть хижину. Это может быть нашим укрытием в случае плохой погоды. Итак, высота пять тысяч шестьсот метров. Западная вершина остается слева, а мы продолжаем движение в сторону Западной вершины. А это от нас примерно в пятистах метрах на запад. Идем по маркерам. Итак, небольшой взлет и вот мы уже выходим к отметке пять тысяч шестьсот сорок два метра. Спускаемся по пути подъема. Ближе к вечеру возвращаемся в приют.

На восьмой день мы уже возвращаемся домой. Итак, утром завтракаем и пешком начинаем спускаться к станции «Мир». Мы спускаемся по канатке в поселок Азау и возвращаемся в кафе. Этот день у нас был полностью посвящен отдыху.