Моя попытка подняться на Эльбрус с севера

Признаюсь, что уже после моего первого горного похода у меня появилась идея осуществить подъем на вершину Эльбруса. Притом мне хотел подниматься именно с севера. Почему? Ответ на самом деле очевиден. Дело в том что данный маршрут по достоинству принято считать наиболее интересным для настоящего альпиниста. Здесь нет различных благ цивилизации в виде ратраков и канатной дороги. Здесь ты максимально приближаешься к первозданной природе. Скажу, что в то время я и вправду очень серьезно отнесся к этой идее и принялся читать немало соответствующей литературы, чтобы подготовиться к восхождении. В итоге мною было принято решение подниматься на вершину Эльбруса именно с коммерческой группой. Но тогда меня от этого отговорили и в первую очередь мой товарищ. Но сама идея подняться на эту могущественную гору меня никогда не оставляла в покое. Через некоторое время мне друзья предложили подняться на другую гору. Это, собственно, и был мой первый горный опыт. А потом мы с другом основательно решили, что следующей нашей целью непременно станет Эльбрус. И уже осенью я начал читать различные отчеты и искать людей, с которыми я смог бы подняться на эту гору. Так я постепенно докупал все необходимое снаряжение, а еще работал и учился. К сожалению, зимой отправиться на восхождение мы так и не смогли. А вот в начале июня такая возможность у нас появилась. Итак, было принято решение подниматься с севера. А вот спуск планировался непосредственно с юга. Тогда я предлагал попробовать взойти на гору многим знакомым, но в итоге собрались идти только мы вдвоем с другом.

В первый день приезда мы отправились в Хурзук. В девять часов утра уже были на месте. Погода тогда и вправду нас радовала. Впереди был поход к перевалу Балк-Баши. Погода в этих местах и вправду может меняться слишком часто. Ближе к вечеру мы смогли добраться к ледникам. Мы смогли встретить одну иностранную группу, которая также планировала совершить восхождение на Эльбрус. Высота на то время была две тысячи шестьсот метров. Решили попробовать нарзаны. Среди них были и вкусные, и сероводородные. Но все они являются весьма полезными. Здесь же переночевали.

На следующий день в половине десятого мы вышли. И сразу же отправились вверх. Скажу, что первый подъем и вправду мне показался очень тяжелым. На первый переход ушло минут сорок, а на второй тридцать. Дальше уже пришлось идти по двадцать, а что касается привалов, то на них уходит по пятнадцать-двадцать минут. Скажу, что я и вправду планировал такой непростой поход, но что он настолько будет изнурительным не мог себе представить. С этого сделал вывод, что действительно мало тренировался. Как только мы вышли на перевал Балк-Баши и смогли увидеть противоположную сторону, обрадовались и даже закричали. В то же время я почувствовал первые подступы коварной горной болезни. Так у меня разболелась голова и даже появился небольшой жар. Итак, выпил активированный уголь и уснул. Ночевать нам пришлось на высоте три тысячи триста метров.

На третий день нас ждал поход к северному приюту. Когда встал, то понял, что у меня превосходное самочувствие, а значит, начинаю акклиматизироваться. И это, конечно же, не могло меня не радовать. На то время река покрылась коркой льда. А это означает одно – был мороз. А спал тогда я отлично. Хорошо, что у меня был хороший теплый спальник. А Эльбрус все стоял и даже сиял. Было такое ощущение, что к нему рукой подать. Стоит немного пройтись и он будет рядом. При том и погода в тот день радовала всех нас. Вышли мы в десять часов утра. Потом была переправа. Мы находим отличное местечко, где вполне можно перепрыгнуть. Пришлось идти по плато. Интересно, что там находится огромное количество удивительных зверьков – сусликов. С помощью распечатанной фотографии мы смогли узнать аэродром. Оказывается, еще во времена второй мировой войны его активно использовали немцы. Вскоре у нас был отличный обед. В этот день нам необходимо было дойти к Северному Приюту. Высота здесь уже две тысячи восемьсот метров. В половине третьего у нас был выход. Тот подъем мне показался особенно затяжным. Около семи часов вечера все мы были возле Хижины Олейникова. А это уже высота три тысячи семьсот метров. Итак, направляемся в сторону приюта по морене и немного по снежнику. Вскоре удалось увидеть следы лавин. Устанавливаем палатку. Нас тогда предупредили о том, что, возможно, будет сильный ветер. Все же что называется проинформирован – значит вооружен. Тогда же нам посчастливилось познакомиться с одним хорошим гидом. Более, чем уверен, что такие встречи не бывают случайными. Нам тогда и вправду так нужны были слова поддержки и просто дельные советы относительно нашего восхождения на Эльбрус. Тогда гид нам рассказал про маршруты восхождения на восточную и западную вершины, а также про трещины и различные предосторожности. Кроме того, она нам сообщила, что неделю обещают хорошую погоду. Чувствуем себя превосходно. Теперь же перед нами Эльбрус престал во всей своей красоте. В этот день он аж до вечера был открыт. Интересно, что в приюте находились исключительно иностранцы. Вечером немного посыпал снег. Он словно белый молочный бисер рождался и тут же снова падал на нас.

На четвертый день был запланирован акклиматизационный выход. Приняли решение в этот день слишком не переусердствовать. Так мы прошли час по закрытому леднику вверх и спустились за двадцать минут времени. Идти пришлось в связке. Вскоре встретили еще одну группу. Узнаем, что и они отправились на акклиматизацию. Они шли в сторону скал Ленца. Когда вернулись к приюту, то гид нам сказал, мол, зря не дошли к скалам, так как они находятся на высоте четыре тысячи шестьсот метров и аж до пяти тысяч двести метров. Мы же тогда смогли подняться на высоту четыре тысячи двести метров. Мы сказали гиду, что сегодня у нас день отдыха. Но если бы мы могли хотя бы предположить, что ждет нас завтра, то непременно поднялись бы на гору сегодня. Итак, мы готовим кушать и морально настраиваемся на восхождение, ведь уже завтра нам предстоит подняться на вершину Эльбруса.

В тот день мы смогли лечь спать в шесть или даже в семь часов вечера. А уснули в девять, не раньше. На пятый день у нас было запланировано восхождение на вершину Эльбруса. Итак, встали в половине первого. На Эльбрусе погода была хорошей, что, конечно же, радовало и дарило надежду на успех. Итак, занимаемся приготовлением завтрака, варим компот и настраиваемся на успех. Настроение приподнятое, хотя все равно как-то не по себе. Завтракаем, надеваем кошки, берем все необходимое снаряжение и как говорится в бой! Интересно, что кроме нас в этот день никто не поднимался на гору. Так мы были наедине с горой. В начале третьего был непосредственно выход с лагеря. На то время стоял мороз и не было ветра. Идем более-менее размеренно, чувствуем себя отлично. На то время еще было очень темно я только мог слышать брякание железок и свет фонаря друга. А это означает то, что он еще не провалился. Так шел и был готов в любой момент зарубиться или же провалиться. Вешки какие светятся отражателем, а какие удается найти по натоптанной тропинке.  Около трех часов дня мы уже были на нижних скалах Ленца. А это высота четыре тысячи шестьсот метров. Ждем восхода солнца с надеждой, что таки станет намного теплее. На скалах начинает подниматься ветер, дует просто в лицо, а снег и вовсе то и дело залепляет очки. И так было на протяжении всего восхождения. Но было и нечто хорошее в этом. Так снег надул отличный наст и нам не пришлось идти по колено в снегу. Тогда мы почему-то приняли решение идти не между грядами скал, а вдоль первой гряды по ходу движения вверх. Я увидел, что нам удалось сделать отличный крюк. Понимаю, что в общем-то мы могли бы оказаться и раньше на вершине. В самом начале шли минут двадцать. А позже и вовсе решили остановиться и отдохнуть. Ветер то и дело дул просто в лицо. Мы от него старались прятаться за скалами на привалах. А со временем решили перейти на шаги. Просто шли и считали шаги. В самом начале было ощущение, что еще немножко и мы будем возле своей цели, но все не получалось приблизиться. Это было словно игра такая под названием «Доберись до скалы». Вот уже виден небольшой ледовый участок. Кошки держали отлично, а что касается ледоруба, то он был плохо заточен. Проходим и видим, что дальше все повторяется. За временем не наблюдал уже давно. Эльбрус был открыт и нужно было продолжать идти несмотря ни на что. Ветер изо всех сил дует в лицо. Уже видны скалы ленца. Высота пять тысяч двести метров. Дыхание на то время у меня было учащенное. Ветер и снег. Но несмотря ни на что окружающая красота вдохновляет! От нее что называется е отвести глаз! Принимаем решение оставить снаряжение. Берем ледорубы и отправляемся на восточную вершину. А потом если позволят самочувствие и погода, то пойдем на западную. Ориентиром для нас тогда была лава, а точнее сказать, камень на высоте пять тысяч пятьсот пятьдесят девять метров. Делаю десять шагов и облакачиваюсь на свой ледоруб. Дыхание при этом учащенное. Чувствую, что что-то начинает снится. Делаю глубокий вдох и просыпаюсь. Через десять шагов та же история. Меня будит друг и понимаю, что нужно идти. Начинаю вспоминать своих родных и близких, я должен вернуться несмотря ни на что. Силы и вправду что называется были на пределе. Очень тяжело. Я спрашиваю друга, может все же стоит спускаться, но он настроен в отличии от меня весьма решительно и говорит, что все же стоит продолжать подниматься. Итак, снова делаю десять шагов и та же история. Идем все выше и выше, а камень и не думает приближаться. Снег, ветер и мысли про то, что мы непременно вернемся. Я спрашиваю, мол, может, таки вниз. На это мне отвечает, что да, пожалуй, теперь уже вниз. Я же немного поразмыслив, говорю, что нужно идти. Предлагаю вместе считать шаги. Хотя на тот момент понимал, что мне уже и самому ничего не хочется. Так было желание спать и никуда не идти. Считаем до десяти шагов и останавливаемся на отдых. Сам отдых выглядел таким образом: мы облакачивались на ледоруб, который был воткнут в снег, а голову склоняешь на руку с ледорубом. Как только отдышался, продолжаешь идти. На то время и вправду стало тяжело идти по десять шагов. В голове роились разные мысли. Так думал и про то, чтобы свернуть назад и в то же время настраивал себя на успех, на то, что таки смогу взойти. Эта была и вправду тяжелая внутренняя борьба. Сколько тогда было времени я даже не мог догадываться. На то время мы вошли в единый ритм и вот так старались идти. И вот как-то совершенно неожиданно перед нами возникла сама вершина. А точнее – кратер! Мы были в тот момент настолько счастливы, что просто не передать словами! Ведь это означало то, что больше нет необходимости подниматься вверх. Итак, не спеша отправляемся на поиски самой высокой точки кратера. И вот вижу знакомую пирамидку. Да-да, именно ее я и видел в различных отчетах. Это и есть вершина! Высота – пять тысяч шестьсот двадцать один метр! Часы показывали полдень. Мы отчетливо понимали, что и вправду находимся очень высоко, выше облаков. Никто из нас ранее не бывал на такой высоте. Однако вместе с тем мы понимали, что впереди спуск. Без перчаток пальцы сильно замерзали. Потому быстренько фотографируемся и начинаем спускаться. Смотрим на западную вершину и на тропу, которая идет с юга, но нет, слишком мало сил. На то время решаем попробовать различные способы спуститься. А вот что касается самочувствия, то оно уж точно не радовало. Так начала внезапно кружиться голова, шли словно пьяные. При том еще и ноги заплетались. В итоге таки нам удалось дойти к месту, где оставили свое снаряжение. Связываемся и спускаемся вниз. Идти в связке действительно непросто. Так кто-то один срывается и тащет за собой остальных. В какой-то момент почвствовал, что засыпаю. Вот уже вижу маму, теплый дом, всех родных. Делаю глубокий вдох и просыпаюсь. Продолжаем идти и снова засыпаю. Теперь меня будет друг, я же весь в снегу. Он мне сказал, что мы оба уснули. Понимаю, что спать ни в коем случае нельзя, нужно идти дальше несмотря ни на что. Когда спускались, то начал понимать сколько смогли уже пройти. Спускаться надоело и чувствовал, что совершенно ничего не хочется. Хотелось просто сесть и уснуть. Но понимаю, что нельзя давать слабинку, а нужно продолжать идти и все здесь. Принимаюсь будить своего попутчика. Мы с ним идем словно пьяные. Идем, падаем, поднимаемся и снова идем и идем. И так, кажется, до бесконечности. Тогда я думал когда же все-таки закончится этот спуск? Когда же сможем продолжить идти по горизонтали? Силы, кажется, уже а пределе. Притом и физические, и моральные. И вот мы уже выходим на ледник. Хочется верить, что это и есть та самая финишная прямая. Ветер то и дело дует в спину и подгоняет идти. Ноги начинают заплетаться, кошка цепляется за кошку и я падаю. Встаю и продолжаю идти. Вот уже вижу сам приют. На леднике кто-то гуляет. Понимаю, что спускаться еще предстоит долго. Вижу, что человек двигается по направлению к нам. Уже и видно его лицо. Так это Виктор! Он нас угостил чаем просто на леднике. Мы стоим и шатаемся. Наверное, каждому было видно насколько мы устали. Он нам помог убрать снаряжение и предложил помочь нести рюкзаки. Мы покушали и с облегчением подумали как же все-таки здорово, что никуда не нужно спускаться. Все, кто нас тогда встречали, непременно поздравляли с горой. Вот подошел и наш знакомый гид. Он также принялся нас поздравлять с успешным восхождением. Это и вправду настолько было приятно, что просто не передать словами. Поздравил нас и Алексей. Мы от него узнали, что они сегодня ходили к скалам Ленца. Мы же смогли прийти в лагерь в половине шестого. Играли на гитаре, отдыхали, а разошлись аж в полночь. Вот такие у нас были посиделки. Понимание того, что взошли пришло к нам не сразу, а постепенно.

Вот уже шестой день как мы в горах. Проснулись от того, что почувствовали как нашу палатку прижало к земле. Ветер на то время и вправду был очень сильный. Принимаемся собирать палатку. Дуги согнулись, но не сломались. Сразу же и завтракаем, и обедаем. Аппетит тогда был отменный. Вот пришел и наш знакомый гид с восхождения. Выглядел он весьма замученным. Узнаем, что он спускал клиента. Мы его с радостью угостили чаем. Итак, собираемся и принимаемся спускаться через так называемые грибы. Грибами здесь называют больших размеров камни, которые подточены у основания водой. Мы с удовольствием и интересом полазили. Высота здесь три тысячи триста метров.

Вот уже и седьмой день нашего нахождения в горах. До полудня лазали и играли на гитаре. Погода вполне радует. Облака порой проносятся мимо. Продолжаем спускаться. Возле пункта спасателей встречаем знакомого гида. Он нам сообщил, что нас кто-то искал, но потом ушел дальше. По описаниям это был мой давний знакомый. Да уж, рад был бы его встретить сейчас, но даже если не получится, нестрашно. Вот мы уже доходим до сегодняшней цели – Джилы-Су. В переводе означает – теплая вода. Это некая долина нарзанов. Там нам удается встретить нашего знакомого гида. Он подумал, что мы уже уехали. Отправляемся на то место, где ловит мобильная связь и пользуясь такой возможностью звоним своим родным и близким. Это такое счастье слышать их голоса. А затем заказываем на завтрашний день трансфер. Кушаем в одном из местных кафе. Туристы же только начали заезжать.

И вот уже восьмой день. Встаем как можно раньше и начинаем собираться. Конечно же, уезжать и расставаться с горой, людьми всегда немного грустно. Наше такси тогда приехало раньше времени. Итак, мы позавтракали и искупались в нарзанной водичке. А еще нарзаном наполнили бутылки и термоса. Пришло время, как говорится час икс. Наш водитель проявил благородство и остановился, чтобы мы смогли попрощаться с Эльбрусом. Отсюда открывается превосходный вид! Мы тогда горе сказали «до свидания», а не «прощай». Итак, мы едем дальше. На дороге шли ремонтные работы, но нас все же пропустили.

И вот так незаметно в разговорах мы доехали до кисловодского вокзала. Сам Кисловодск – просто великолепный город. Жаль, что не осталось времени погулять. Далее отправляемся в Пятигорск. Устраиваемся в одном из пансионатов. Решаем немного погулять по городу. Он также очень красивый. А на следующий день уже поездом отправляемся домой.