Top.Mail.Ru

Как я в горы ходил. Часть вторая

Их связке тогда предоставлялась такая возможность в числе первых попробовать подняться на вершину. Потом мы с Лешей также устали ждать и решили попробовать подняться. Скажу, что тогда топтание вверх-вниз немного таки удручило и смазало все настроение от восхождения. То есть, эмоции уже были не те. Однако погода в тот день была превосходной, да и виды что называется радовали глаз и так и просили задержаться, не уходить. Вершина Гумачи и совсем крошечные люди. И вот на плече вершины появляется вторая связка. На самой вершине долго сидеть нереально, так как дует хоть и слабенький, но пронизывающий ветерок. Итак, первыми решают спуститься Николай и вся компания. Потом уже спускаемся мы. Когда спускаемся, то я по дороге начинаю размышлять над тем как же будет идти вторая связка. Так если не пустить всех на вершину как-то вроде сурово, а всех пустить страшно. И даже более сильная связка шла не очень уверенно. Итак, связка Николая отправляется в сторону перевала. Я же наблюдаю как четыре опытных восходителя то и дело ползают по самому гребню. Все это продолжалось два часа. За все это время здесь были и вполне радостные объятия и страховка через ледоруб. Но вот уже все позади. Все собрались и собираемся на перевал. Когда же спускались с седловины перевала Гумачи, то решили провесить тридцать метров дюльфера. Потом уже принялись не спеша спускаться на так называемую зеленую гостиницу. Что было вечером сейчас вспомнить действительно непросто. А сразу поужинав отправились спать.

Восхождение на Эльбрус с нашими гидами

Вот уже четвертый день как мы в горах. На этот день был, собственно, запланирован подход к перевалу Койавганауш. После вчерашнего восхождения все мы чувствовали себя не очень хорошо. Итак, кому-то понадобилась медпомощь, а кто-то потихоньку сам оклимался. Итак, выходим в сторону перевала Койаганауш. Хочу сразу сказать, что у нас не было описания перевала и потому мы выбрали ошибочный путь. И в итоге мы взяли совершенно иной перевал. Под нами нельзя не заметить очень красивое большое облачко. Идем по леднику Джанкуат. Продвигаемся непосредственно вдоль правобережной морены. Особо быстрых приходится порой тормозить и напоминать, что рядом с ними идут не такие быстрые люди и они не могут их догнать в силу своего физического здоровья. Итак, не спеша поднимаемся по осыпному склону в сторону морены. Потом траверсируем довольно-таки крутой снежный склон в направлении большого осыпного кулуара. Сам траверс закончился опасными прыжками по скальным выступам. По самому кулуару поднимаемся на ледник в небольшой цирк. Здесь у нас была запланирована ночевка на снегу. Виды просто завораживающие.

И вот уже пятый день как мы в горах. Выход у нас был запланирован на шесть утра. По довольно-таки длинному заснеженному взлету начинаем подниматься на перевал. Сразу стало понятно, что не туда зашли. Перевального тура так и не смогли найти. Приходится думать, что же в такой ситуации делать. Возвращаться обратно нет никакого желания. После непродолжительных колебаний таки принимаю решение спускаться по скалам. Однако оказалось, что для прохождения такого перевала у нас тогда было в запасе не так и много веревок, а точнее сказать, совсем мало. Итак, я стою наверху и просто смотрю как все решают куда кому подниматься и что, собственно, делать дальше. В итоге два восходителя решают без самостраховки повиснуть на скалах в двадцати метрах ниже той самой большой полки. Пока все это происходило к перевалу подошло еще примерно пятнадцать человек. Как позже выяснилось, то были иностранце туристы. Скорее всего, чехи. Они также отправлялись в сторону того самого перевала, что и мы и в итоге также само ошиблись с перевалом. Они подумали, что в этих местах если кто и спускается, так это вполне ненормальные люди. И они с любопытством наблюдали за нашим спуском. Примерно с полчаса мы с ними вели переговоры и в итоге нам удалось у них выпросить немного веревки, а точнее сказать, около пятидесяти метров. Итак, эти метры веревки мы отправляем нашей попутчице с той целью, чтобы она таки сбросила дюльфер. И потому веревку крепят крюком непосредственно к самому карабину. И эта веревка, к счастью, была последней. Далее шел заснеженный ледовый склон. Берг был большей частью завален снегом. За это время над головами девчонок пролетало пара  больших камней. Итак, мы с одним из наших попутчиков решаем спуститься на большую полку и начинаем организовывать спасение двоих наших попутчиков, которые за это время устали висеть на скалах. В итоге все мы вполне благополучно спускаемся на ледник. В этот момент Николай был не в настроении и рассердился на свой рюкзак. Он его швырнул и потащил уже так. Не спеша по тропе идем в сторону стоянок. Нас встретила такая не очень веселая картина – повсюду было много чехов и казалось, что совершенно нет мест под палатки. Приходится спускаться дальше по тропинке и встаем в превосходном местечке на травянистой зеленой террасе.

Вот уже шестой день как мы в горах. Уже близок финиш. И радостно от этой мысли и в то же время тревожно.

Выходить нам пришлось в десять часов утра. По довольно-таки крутой тропинке все мы спускаемся в сторону долины реки Адырсу. А потом уже по левому берегу решаем выйти к Джайлыку. Так как смена в лагере еще так и не началась, раздобыть еды было непросто. Скорее всего, нужно было идти в Улутау. Тогда была очень теплая и интересная встреча с саратовскими туристами. Они нам тогда сообщили, что в этих местах стоять никак нельзя. Дело в том, что могут лютовать ледники. Чтобы таки избежать проблем решаем подниматься. Вначале идем вниз по тропе к отворотке в сторону той самой разрушенной хижины. От этой хижины вдоль подъемников вверх следует тропа. Уже выше тропинка уходит от подъемников влево. Потом уже решаем перейти реку. Вдоль нее мы поднимались. Поднимаемся на старую морену. По крутому гребню морены пролегает тропа.

Потом мы дружно переходим реку, вдоль которой, собственно, поднимались. Постепенно начинаем подниматься в сторону старой морены. По довольно-таки крутому гребню морены пролегает тропинка. Здесь есть бивак. На сам подъем тогда у нас ушло примерно пять часов времени. Наши попутчицы тогда в ледяном ручье решили устроить так называемый банный вечер.

На седьмой день была незапланированная дневка. Дело в том, что в этот день погода нас совершенно не радовала. Так шел снег, дождь, а еще была гроза и весь день висел густой туман. Где-то далеко то и дело сходят лавины. Думаем в основном про еду. Вечером у нас были приятные моменты. Так я распаковал посылку от жены. Там было все, что нужно – и конфеты, и мой любимый ароматный кофе и, конечно же, душевное письмо.

Вот уже восьмой день как мы в горах. Скажу, что в это время моральный дух всей нашей команды и вправду что называется упал. И потому несмотря на облачность мы принимаем решение немного поднять и дух и самим подняться вверх. Со стоянок мы вышли тогда примерно в семь часов утра. По леднику прошли к перевальному взлету. Он собой представляет заснеженный скально-осыпной склон. Слева остается дорога подъема на перевал Адылсу. Итак, продолжаем движение вверх по заснеженным кулуарам, то и дело вытаптывая ступени. Один из восходителей ломанулся по скалам и пришлось его призвать соблюдать порядок. Так как у него были ступени, то в дальнейшем у группы не было каких-либо проблем с подъемом на перевал. В одном месте и вовсе была необходимость таки выйти на скалы. Самая перевальная седловина собой представляет скально-осыпной гребень. Спуск по снежно-ледовому склону проходил непосредственно в связках. Уже позже по небольшому снежному плато стараемся подойти к перевальному взлету. Погода полностью испортилась. Так валит снег и стоит густой туман. По снежному осыпному склону в итоге выходим на саму седловину. Повсюду сугробы. Видимость на то время и вправду очень низкая. Спускаемся вниз. Спускаться приходится по заснеженному осыпному кулуару. Вначале решаем бросить дюльфер. Поочередно начинаем спускаться. Все происходит как-то чересчур медленно. Можно, конечно, стоять на одном месте, но так как пурга, это весьма прохладно. Одна из попутчиц решила таки спускаться без веревки. Как выяснилось, это вполне реально. А вот Николай попытался дальше провесить еще один дюльфер, однако его тогда остановил гид. Без веревок мы спускались вниз намного быстрее. Как только закончился кулуар, все мы оказались ниже облаков. Дальше по осыпным склонам мы спускались ниже ручья. Потом встал вопрос куда же, собственно, теперь спускаться. Одна из восходительниц не растерялась и принялась спускаться вдоль ручья. В итоге мы также решили спускаться за ней. Было ощущение, что у нее и вправду есть какое-то особое чутье. Но это для всех нас было каким-то настоящим мраком. Так в те минуты я проклинал все на свете и в первую траву, которая умудрилась расти на таком крутом склоне. В итоге очень измученные мы таки доходим до того места, где ручеек уходит в скальные прижимы. А эти прижимы в свою очередь обрываются стометровым водопадом. Изо всех сил пытаемся приподняться. Однако становится ясно, что в долину нам уже не спуститься. Итак, мы стараемся траверсировать обратно в сторону ручейка. Хочется таки заночевать возле воды. Незадолго до того как наступит ночь решаем организовать сидячую ночевку на скально-травянистом склоне неподалеку бокового притока ручья. Словно птички располагаемся на узких каменистых полках. Некоторые из них закрыты от возможного дождя. Что касается меня, то я принял решение попробовать расположиться полулежа, но без подобного навеса.

И вот уже девятый день как мы в горах. После сидячих ночевок эти рассветы и вправду нечто особенное. Скажу, что это особое ощущение простора и себя. Только начало светать и все как один готовы продолжить путь. Вижу мрачные лица. Злобный камень всю ночь терзал мою спину. Выходить нужно в шесть часов утра. С нашего места ночевки принимаемся карабкаться вверх. Уже наверху видим так называемые луговые просторы. Итак, быстренько пересекаем поле и решаем выйти в сторону сухого травянисто-осыпного кулуара. Продолжается вчерашнее развлечение. Мы спускаемся по травянистому крутяку. Спускаюсь тетьим. Какое-то чутье меня заставило немного отскочить. Как выяснилось позже, чутье и вправду меня не подвело. Так я увидел огромный камень, который то и дело катился в мою сторону. Он был размером с человеческую голову. И от этого стало еще страшнее. Ближе к полудню все смогли спуститься в сторону реки Адыл-су. Потом мы решили немного отдохнуть и перекусить. Во время такого небольшого отдыха заметили, что нас фотографируют. И такими любознательными фотографами оказались немцы. Далее был подъем вверх по левому берегу Шхельды. Там есть превосходные места под палатки. А вечером у нас была не совсем обычная встреча. Так нам посчастливилось встретиться с выдающимся альпинистом. Ему шестьдесят лет и ему действительно есть что рассказать про свои подвиги. Мы с удовольствием его тогда слушали. Можно сказать с приоткрытым ртом.