Экспедиция на Эльбрус или Как я забрался на вершину Эльбруса с севера в июле.

Climb Elbrus from the NorthПриключение на Эльбрусе начиналось самым обыденным образом. Прилетели в аэропорт, нас встретили. Заселились. Немного отдохнули и выдвинулись уже утром 10 июля на первый акклиматизационный выход.

Вот тут и произошёл первый шок в хорошем смысле слова – впечатлили виды, от которых было не оторваться – окрестные горы манили как магнит, от долины Нарзанов защемило где-то под ложечкой, а от вида Эльбруса перехватило дыхание. Это круто!

База была в Серебряном ручье. До него надо было подняться целых два с половиной километра. Занятие не из лёгких, тем более для нетренированного организма. Но нам повезло. Было сухо, поэтому подъём занял всего каких-то там 5 часов.

Программу экспедиции на Эльбрус с севера знали заранее, поэтому сэкономили немного времени (не стали знакомиться). Вот она вкратце:

1. От нашего Лагеря до хижины чуть больше км восхождения, но это уже высота в 3750 над уровнем моря.
  2. От хижины до скал Ленца – ещё меньше, километр и 50 метров, зато высота – 4800 над уровнем моря. Потом возвращение обратно.
  3. Последний пункт – Восточная вершина Эльбруса. От нашей хижины до неё целая вечность – 1870 метров.

Первая экскурсия – в Джалы Су, это урочище и источники. Экскурсия обзорная, поэтому заняла не слишком много времени. Добирались до места через каменный Калинов мост, проброшенный через бурную реку. Из развлечений – купание в нарзанных источниках и кайф под шум Султана, это такой водопад в тех местах.

Устали, если честно, как собаки. Но экскурсией остались довольны. Вернулись в первоначальную точку и отужинали сытно и вкусно. Наш гид отлично об этом позаботился. Мы всегда были вкусно накормлены, плюс получали и витамины и даже красное французское, как нам сказали, — для пополнения запасов железа в организме. Всё настолько оперативно, что даже не заметили, когда закончили ужин. После чего благополучно завалились спать и не заметили, как утро наступило..

11 июля – новые приключения. Теперь мы шли на «Поляну грибов», это почти 3,5 километра над уровнем моря. Немного поразмыслив, решили прислушаться к нашему гиду – забраться повыше, до следующей стоянки (3,7 км), параллельно отволокли туда часть вещей, еду и оборудование. На обратном пути как раз бы пришлось пройти через «грибную поляну».

Эти 1200 метров мы одолели аж за 4 часа. Ничего не скажешь, высота здесь чувствуется уже отчётливо, да и Эльбрус виден отлично, кстати. На высоте почти в 3 км «набрели» на секретный аэродром (немцы когда-то его оборудовали).

Вниз «катились» полегче. «Грибы» осмотрели довольно быстро, но под впечатлением остались сильным. Тут ещё гид повеселил – он картинно смотрелся на горной тропе с бочкой за спиной…. Эдакий пастух в горах Тибета или Непала)

Когда пришли в хижину, то призадумались. Дышать на высоте тяжело. Организм работает с напрягом. До 2,5 км мы уже акклиматизировались, а что делать дальше? Судя по программе экспедиции, нам предстояло испытать на себе ещё три высоты. Одну из них мы сегодня испытали. Вернулись как выжатые лимоны, но живые. Так что был шанс, что акклиматизируемся и на более высоких точках.

Особенно не хотелось срывать восхождение, а это 5621м (Восточная вершина Эльбруса) над уровнем моря. Но подозрения теплились… Особенно не хотелось валяться пластом после выполнения очередного пункта экспедиции.

Правда гид Саша чётко сказал, что этого – не будет. И сдержал обещание. Его единственное требование – слушаться его беспрекословно… И мы слушались. Ползли в гору медленно и уныло, как вьючные ослики. А окружающая действительность тем временем нашёптывала: «Зря, парень, ты это затеял…. Раздавят тебя горы как таракана». И Эльбрус давил своей красотой и мощью, не давая опомниться. Спасибо гиду, не дал умереть)

Добрались до хижины на северном склоне Эльбруса. Тут довольно комфортно. Можно и отдохнуть, и перекусить. Тут же жила парочка котов, обнаглевших настолько, что им позволялось абсолютно всё. Ещё бы, тут народ быстро дичает, так что потискать что-то тёплое, лохматое и живое очень даже кстати. Коты этим и пользуются. Они даже ещё не коты, а котята-подростки, нахальные и ласковые.

Уже 13 июля. Вроде акклиматизировались. Теперь вылазка на скалы Ленца. Медленно ползём наверх. Иногда приходят мысли, что ты ненормальный, лезешь на такую вершину, не имея для этого даже обычной спортивной подготовки. Но упрямство никуда не деть. Поэтому продолжаем двигаться. Наконец, отметка в 4750. Потихоньку акклиматизируемся. Один из товарищей, самый молодой из нас, только теперь почувствовал, что такое высота… Восхождение на Эльбрус с севера перестало казаться легкой задачей.

Наш гид, спасибо ему, никогда нас не бросал и всегда подбадривал. Так что мы чувствовали себя если не за каменной стеной, то, по крайней мере, за кирпичной)) Что удивительно, настолько простой в общении человек, что никогда не скажешь, что ему покоряются горные вершины.

На 15 июля был запланирован подъём на Восточную вершину, а 14 мы отдыхали. Но Эльбрус решил над нами подшутить. Дул ветер, лепил снег, ещё и туман дополнил общую неутешительную картину. Мы сидели в хижине, изучая всевозможные бумажки, но закончились они довольно быстро. Тогда все переключились на котов. Через пару часов они дружно «слиняли», не выдержав натиска нашего внимания.

Потеряв надежду разыскать котов, мы занялись игрой в дурака. Наигрались от души, но тоже надоело. Отдохнув за день так, что уже не знали, куда себя девать, ночью решили проверить обстановку. Но мало что изменилось: ветер, снег, вой… Вернулись, снова поели, попили чай…. И снова упали спать.

15 числа вся компания начала тихо «балдеть» от безделья. На подходе уже другая группа, а мы всё сидим в хижине. Достали лыжи, попытались ползти вверх на них. Но Эльбрус не сдавался, засыпая нас снегом и пытаясь сдуть. Народ расстроился. Уходить пустыми никто не хотел, но что делать?

Незадолго до захода солнца погода вдруг прояснилась, и показался Эльбрус. Все, включая меня, оживились и засуетились. Решено выходить на восхождение ночью, пока хорошая погода.

Пока собрались, уже за полночь перевалило. В 2 часа ночи пожевали овсянки со сгущённым молоком, закусили изюмом, курагой и орехами, гид снова напичкал нас витаминами и ещё чем-то. Выдвинулись на восхождение в половине четвёртого…

Вот и скалы Ленца. Шесть пятнадцать утра, солнце встало, ветер дует, не переставая, но снега хотя бы нет. Двое товарищей двинулись вниз, поплохело. Подъем на Эльбрус с севера — он такой. Горы не всех принимают с распростёртыми объятьями. Зато кого принимают, те идут до самого конца. Остатки нашей героической команды таковыми и оказались.

Хотя вершины были плотно замурованы облаками, было решено идти вверх.

Верхняя граница скал Ленца – отметка 5300. Не хило! Мы дошли до неё все. И тут, о чудо, все облака волшебным образом сдуло. Решили подкрепиться, так как овсянка давно переварилась, и в животах предательски заурчало. Но тут есть особо нечего, так что орехи и сухофрукты, ещё чая горячего с шоколадом хлебнули, и дружно поползли медленно в гору.

Добравшись до середины шапки Восточной вершины Эльбруса, увидели Западную вершину Эльбруса. Вид – потрясающий, дух захватывает не по-детски. А народ-то копошится, кто-то ползёт вверх, кто-то радостно спускается вниз. Насчитали три группы, совершающие восхождения на Эльбрус с юга, ну прямо пешеходная дорога какая-то)

Вверх все ползут кучками, зато вниз порознь. Бывает, кто-то «обалдевает» от высокогорного воздуха и начинает чудить. На наших глазах один тип двинулся в совершенно противоположную сторону. Потом пришёл в себя и увидел, что забрёл совершенно не туда. Пришлось ему снова карабкаться до седла.

А мы продолжали восхождение на Эльбрус с нашим гидом. Два часа, а вершина так и возвышается перед тобой недосягаемая и величественная. Наконец, оказались под самой скалой. Впереди – только финишная прямая, зато какая. Сил-то у всех осталось совсем немного.

Когда выглянул из-за скалы, почувствовал такой удар в грудь, что упал. Оказалось – ветер, такой силы, что сбивал с ног выбившуюся из сил команду. Но сдаться в самый ответственный момент…. Как бы не так. Собрали все свои силы и снова попытались выдвинуться из-за скалы к вершине Эльбруса. И ведь получилось!

Тут уж все раздухарились. На Восточной вершине Эльбруса сделали и фотографии, и видео наснимали. Хорошо, что все аккумуляторы несли поближе к телу, иначе бы они давно разрядились…

Вид с вершины Эльбруса ошеломляет. Мы смотрели и не верили, что сделали это. Подняться на Эльбрус – то что-то! Всё тело представляет собой сплошной комок усталости, но ты её не чувствуешь, и гордость распирает, что это ты здесь стоишь. А выше тебя только небо, чистое и пронзительно синее, а все облака там, внизу, несутся как поезд, с бешеной скоростью.

Путь вниз занял у нас всего-то два с половиной часа. В хижине спали мертвецким сном. Когда зашли в неё, услышали дикое завывание – погода вступила в свои права, обрушив на нас всю свою мощь. Хижина гудела и гремела, но мы спали…

Наутро оказалось, что всё вокруг покрыто толстым слоем снега. Вниз мы спускались по белому одеялу, а вокруг свирепствовал буран.

Наконец, добрались до лагеря. Нас уже ждали. Гид распорядился накормить нас питательно и вкусно, что и было сделано. Мы получили по рюмке коньяка! Ещё и пиво было. Расслабились всерьёз)

Что можно сказать про нашу (мою) программу. Круто, сложно, здоровски. Гид Саша – мастер своего дела, ему отдельный респект и огромное спасибо за постоянную поддержку.

Думаю, что снова вернусь на Эльбрус. Только теперь программа будет другая – хочу подняться на Западную вершину Эльбруса с юга. Думаю, будет круто.

И правда, побывав однажды в горах, хочется вернуться сюда ещё раз.